لا حسد إلا في اثنتين رجل آتاه الله مالا فسلط على هلكته في الحق ورجل آتاه الله الحكمة فهو يقضي بها ويعلمها
По преданию Абдуллах б. Месуда Пророк Мухаммад произнес:
Есть две вещи, которым можно позавидовать:
"Одно из них, это тот кто тратит дарованное ему Аллахом имущество на праведном пути. Другое, это тот кто сполна овладел дарованной ему Аллахом наукой и обучает науке других."
(Бухари, Илим (знания) 15)
В источниках говорится, что слово хасед в благославенном хадисе использовано в прямом и переносном смысле и в данном отрывке оно имеет переносный смысл. В прямом смысле хасед означает наличие у человека желания полностью завладеть всеми материальными и моральными благами другого и чтобы они имелись только у него лично. В результате возникновения планов завладения чужим имуществом хасед служит причиной порчи отношений Породителя и зарожденного. Оно как заразный червь грызет все нутро и способствует потери человеческих качеств. Если мы не сможем взять его под контроль, то оно возьмет нас в свои клещи. Подстрекальства постоянно будут крутится в голове и человек потеряет здравый смысл. Мечта завладеть недоступными благами явиться причиной потери внутренного спокойствия и появлению алчности и честолюбия. Удалит человека от благодарения и упования на бога, приблизит к хуле и смуте.
Переносный смысл слова хасед - завидовать. Завидовать это желание заиметь тем, что имеется и у другого. Завидовать благам другого - желать чтоб они были и у него самого и проявлять для этого старания послужит увеличению добра и благих дел. В этом смысле оно будет способствовать совершению благих дел и улучшению имеющегося положения.
Пророки для более правильного понятия божьего послания в обществах собеседников временами изменяли значения используемых там слов и выражений и таким образом даже способствовали умственному перевороту. Здесь, в значении завидовать слова хасед, виден тот же признак. Запрет отрицательного смысла этого слова в самом начале стадии приключения зарождения человека учит нас возможности контролировать свои чувства. Причитания типа "что я могу поделать; не могу совладать с желаниями" позволит подстрекательствам души опленить нас.
Не стараясь обойти мимо эту человеческую слабость данный хадис приводит нам два основных примера зависти, которые устремлены к добру и красоте. Слово "мудрость" (хикмат) проходит в 27-и айатах Корана. Ученые ислама, начиная от Имама Шафи , наряу с другими понятиями воспринимали данное слово и как "сунна". По смыслу хадиса, положение заслуживающего зависти, это осевое восприятие послания и сунны; живя со знаниями и разумом приятие решений с помощью мудрости, а не личных выгод; занятие образованием и наукой для распространения этого понятия.
Знания и богатсво это две ценности имея которые человек думает, что контроль жизни находится в его руках. Вообще-то одно из основных различий мусульманина от других скрыто в воспрятии данного понятия. Мусульманин обязан зарабатывать свое имущество только и только путем, дозволенного Аллахом. В противном случае все его имущество будет состоять из харама (запрещенное Аллахом). Страх больше не завладеть при потери того, что дарованно нам Аллахом, нахождение в своих суженных рамках означает, что человек не понимает бесконечность и безграничность даров и великодушия Аллаха.
Как становится ясно из принципа "зякат каждой вещи состоит из того же вида, что и сама вещь" - предоставление на использование благ общества и веры и своевременное использование времени, материального богатства, знаний и способностей, опыта позволит нам стать мусульманами, к которым питают зависть..