"Да почтит Аллах того, кто услышав от нас что-нибудь донесет это в том же виде до других. Сколько людей, которые когда узнают что-то новое, понимают и сберегают это лучше, чем тот, кто слышал сие собственными ушам"
(Тирмизи: Знание, 7).
Великолепно созерцание единства, оживающее перед нашим мысленным взором когда мы читаем священные хадисы, в коих верующие сравниваются с единым организмом, с единым строением. Возможно, будучи в хадже вы переживаете ни с чем не сравнимые чувства во время совершения обряда таваф, но если взглянуть издали, в особенности с высоты, то в вашем сердце будет вращаться едва ли не вся вселенная. Подобные ощущения возникают и при созерцании джамаата, заполняющего улицы во время пятничного намаза и в едином ритме склоняющегося в поясных и земных поклонах. Возможно, будучи среди людей, вы можете просто не заметить как взволнованно трепещет сущность человека, наблюдающего за одновременными поклонами и выпрямлениями человеческого моря, за синхронными касанием земли челами.
Представьте себе не стену, сложенную из кирпичей одинакового размера, но строение, воздвигнутое из больших и малых камней, поскольку именно такая аналогия по отношению к человеческим массам является более реалистичной картиной. Ведь все люди отличаются друг от друга по характеру, темпераменту, предпочтениям и поведению. Аллах сотворил каждого раба уникальным и неповторимым. Существуют миллиарды людей, не похожих друг на друга по рассудительности, образу мыслей и жизненной философии. И миллионы верующих. Возможно, одна их часть не задает вопросов о причинах своего появления в этом мире и, таким образом, проживает свою жизнь легко и непринужденно. Другая же часть довольно требовательна и претенциозна. Эти очень хорошо знают чего хотят и что ищут. Ести и те, кто не доверяют самим себе, их самооценка настолько низка, что они считают себя ничтожнее пыли. А иные шагают по жизни, ощущая себя центром вселенной и переполняясь чувством собственной значимости.
Такое положение дел рождает в уме резонный вопрос: «Возможно ли достичь единения при таком огромном количестве различных мировосприятий и столь отличающихся друг от друга взглядах?» Принцип единобожия-таухид, составляющий фундаментальную основу религии Ислам, предусматривая сущностное единство неизменных догматов веры, предлагает как пути обретения этого единства (мазхабы веры), так и отсутствующее в других религиях разнообразие в практической реализации данного принципа (мазхабы деяний). Мы, будучи последователями пророка, который заявил: "Разнообразие моей уммы является благом", знаем, что религиозный образ жизни не труден, а легок, что Ислам не опутан паутиной мертвых догм, что он не является раз и навсегда застывшей структурой, но, напротив, Ислам - единственная религия, которая гармонично согласуется с врожденной верой-фитра и естественным ходом жизни.
Таким образом, достйны всяческого одобрения усилия мухаддисов, благодаря труду которых Предание-сунна, являющееся вторым источником нашей религии, сохранилась с самого начала и дошла до наших дней. Вера в то, что подлинное высказывание Пророка Мухаммада, дошедшее до нас и которое дойдет до наших потомков, возможно и через сотни лет будет сохранять истинный смысл, максимально близкий к тому, который вкладывался в него в момент изречения, позволяет нам оценить степень важности требовательности и пунктуальности, которое знатоки хадисов проявляли "слово в слово передавая хадисы".
Поскольку люди различны по своей природе, то отличаются и их способности, такие как: понятливость и восприимчивость, память и умение точно передать услышанное. Искренность и доброе намерение, проявляемое в деле передачи религии последующим поколениям сводит эти различия к минимуму. Кто-то аккуратно несет воду в ведре, а кто-то зачерпнув чашку воды из этого ведра поит ею целые континенты.
Итак, какой из камней дороже другого камня? Важнее ли тот, кто только бережно его доставил на место, или тот, кто извлек из него жизненно важные решения, тем самым добавив меда в бадью с медом знания? Так маленький камень важнее или большой? Оба. Если будет отсутствовать один, то другой упустит полноценный смысл текста, а не будет этого, то и труд первого останется лишь простой доставкой материала. Возможно, поколение, о котором Пророк Мухаммад молился словами: "Да почтит Аллах", этот как раз то поколение, которое исчезло по мере развития письменно-книжной традиции. Однако в настоящий момент мы имеем шанс оценить себя в свете следующих слов Пророка Мухаммада: "Этот мир и все что в нем есть не представляют ценности. Исключением является лишь поминание Аллаха, то, что приближает к Нему, а также ученый, который делится своими знаниями и ученик, исполненный желания учиться" (Тримизи, Аскетизм 14).