Люди благославенного века - века счастья, сподвижники, с одной стороны кажутся нам едиными: они верны, храбры, искренни и преданы, даже если иногда они предаютcя в заблуждения. Несмотря на то, что каждый из них светится как звезда в небе, свет которым они вместе освещают, ослепляет нам глаза когда мы смотрим с места в котором находимся.
В попытке узнать поближе, в начале 80-х годов я провела два исследования биографий Досточтимой Фатимы и Досточтимой Зaйнаб. В те годы изображения Досточтимой Фатимы, которые я встретила в коротких переводах из книги Али Шариати «Фатима есть Фатима», показались мне весьма показательными с точки зрения дискуссий о женщинах того периода. Связь, установленная Шариати между Сурой аль-Кавсар и Ахль аль- Байт, эта сура и комментарии связывающие проблемы происхождения с культурой невежества элиты невежественного общества о Пророке, которые называли его "эбтер" что означает без потомства, из-за того что у него была дочь, направили меня на новые чтения для того чтобы узнать Фатиму получше.
Ясно, что в этой области мы нуждаемся в большем чтении. На собраниях которые я посещаю, в некоторых городах, студентам факультета теологии, которые спрашивают меня о сфере обучения, я советую сосредоточиться на жизни сподвижников. Исследования, посвященные деталям жизни сподвижников женщин, внесут большой вклад в позитивное развитие идей и представлений сегодняшних мусульман о женщинах.
Досточтимая Умм Гульсум Бинти Укба , сестра-мать Досточтимого Османа, является одной из выдающихся личностей, которые, как мне кажется, «я бы очень хотела рассказать в романе» среди жизней женщин сподвижников которых я читала. Живя благополучной жизнью в Мекке как член племени Курайшитов, она покинула свою родину и в трудных условиях отправилась в Медину, чтобы лучше узнать об исламе и присоединиться к мусульманам. Согласно соглашению, в то время когда она отправилась в Медину, Мусульмане Медины должны были возвращать Мусульман Мекки которые у них укрывались, Курайшитам. А наш Пророк, так как в соглашении нет какого-либо акцента на пол и она является первым примером, отказался возвращать Умм Гюльсум, несмотря на то, что ранее возвращал Курайшитам некоторых сподвижников-мужчин.
Умм Гульсум изо всех сил пыталась жить как мусульманка в семье, где противоречили верования. Ее отцом был политеист Укба бин Аби Муайт, который пытался задушить Пророка, а ее мать Арва Хатун, которая стала мусульманкой в первые годы ислама была матерью Досточтимого Османа и также была внучкой тети нашего Пророка. Умм Гульсум присягнула Пророку в верности когда он был еще в Мекке. Становится ясно, что сопротивляясь семилетнему давлению со стороны своего отца и его окружения с целью обращения из ислама, она готовилась к хиджре. Как ей удалось незаметно для своего окружения подготовиться и попасть на переселение ? Она рассказывает это так: «У нас был сад возле Тенима, который является последним выходом из Мекки. Там всегда были люди из нашего дома. Я часто бывала там, останавливалась на три или четыре дня, возвращалась в Мекку. Моя семья не возражала бы, чтобы я поехала туда. Я часто бывала там (в дни хиджры) и приучила домочадцев. Я не хотела больше оставаться в Мекке. Я решила переселяться в одиночку. Я была готова смириться с тем, что со мной случится в дороге». Несмотря на то, что это незапланированное путешествие, она с самого начала увидит помощь Всевышнего. «Я встретила там человека», - рассказывает она: «Он спросил меня:« Куда ты хочешь пойти? » Я спросила: "Ты кто?" Он ответил: «Я из племени Хузаа». Это племя проявило верность, заключив договор с Пророком (мир ему и благословение). Я сказала ему: «Я из Курайшитов, я хочу поехать в Медину». Он сказал: «Мы, народ Хузаа, хорошо знаем дорогу», - и еще что может помочь мне, затем он привел своего верблюда и заставил его наклониться прямо передо мной. И я села на верблюда. Хузаалиц взял узду верблюда и двинулся вперед по дороге в Медину ».
Мы можем немного приблизиться к понимаю о том что это было за путешествие, исходя из того, какие дорожные условия были между Меккой и Мединой того периода. Это должно быть утомительно и страшно; в конце концов, Уммю Гюльсюм раньше не знала Путеводителя Хузаалинцем. Вероятно, потому что его племя проявило верность договору, заключенному с Пророком (мир ему и благословение), она доверяла ему. Очевидно, она не могла больше ждать; Она не могла не уехать, но, наверное, ей было не спокойно. Если бы мы попытались объяснить этот трудный путь рассказом, фильмом, какие сцены мы бы выделили? Были ли внезапные голоса, пугающие Умм Гульсум, опустошение пустыни или изменения в тоне голоса путеводителя и в выражении его взгляда, которых она не знала, казались более пугающими? «Хижина в лесу должна была быть стойкой против волков и людей», - пишет Маргерит Дюрас в «Материальной Жизни». Какие могут быть страхи перед пустыней? Когда она наконец прибыла в Медину, она сказала: «Да наградит Аллах этого путника добром! Ни разу он не действовал так, чтобы причинить хоть малейшее беспокойство. Какое красивое племя - племя Хузаа! » было записано о том что она так молилась за путеводителя. Умм Гульсум прибыла в Медину, когда Пророка не было дома, она впервые стала гостьей Умм Саламы. Умма Салама приняла ее, поделилась ее радостью и помогла успокоить ее волнение. Во время разговора Уммю Салама заметила, что ее гостья все еще обеспокоена; она сказала ей слова, которые побудили ее объяснить свою невзгоду. Умм Гульсум напомнила правило возвращения мусульман, которые бежали из Мекки и пришли в Медину в соответствии с Худайбийским мирным договором. Абу Джандал и Абу Басир, которые нашли убежище у Пророка (мир ему и благословение) как мусульмане, были возвращены. Поэтому она боялась что Пророк (мир ему и благословение) ее тоже возвратит назад. «Прошло восемь дней с тех пор, как я покинула Мекку», - сказала она и продолжила выражать свои опасения: «Теперь они будут искать меня. Когда они не смогут найти, они дойдут досюда ». В то время Когда Досточтимая Умм Г ульсум бинт Укба выражала свое беспокойство таким образом, Пророк вернулся домой. Умма Салама рассказала ему о том, что произошло, и о тревогах гостьи. Пророк поприветствовал свою гостью, спросил о ее благосостоянии и выслушал ее историю о путешествии и ее опасения по поводу возвращения в Мекку. Умм Гульсум боялась, что в случае ее возвращения ее будут пытать и просить отречься от своей религии.
Пророк выслушал ее и сделал обнадеживающие объяснения. Всемогущий Аллах непременно нарушит завет о женщинах, и сделает его недействительным. Это желание или убеждение Пророка (мир ему и благословение) не осталось без ответа, аят был ниспослан, в котором говорилось, что женщины-переселенцы не могут быть возвращены многобожникам. 10-й айат суры, известной как Аль-Мумтахана, что означает «испытываемая женщина», гласит следующее: «О, верующие ... Когда верующие женщины приходят к вам переселенцами, спрашивайте их. Аллах хорошо знает их веру! Если вы видите женщин верующих, не возвращайте их тем, кто отрицает истину! Ни они для них халяль, ни те для этих. Дайте им то, чем они пожертвовали. Когда вы отдадите им то что они заслужили (махр) нет никакого запрета взять их в жены. Не допускайте браков с женщинами, которые отрицают знание истины… Просите возвратить то, что вы потратили и пусть они тоже просят. Это вам приговор Аллаха. Он правит среди вас. Аллах - Судья».
Когда откровение было завершено, Пророк сообщил Умм Гульсум благую весть: отныне верующие женщины, бежавшие из среды многобожников, не будут возвращены в Мекку. "Я клянусь Аллахом, что вы, любовь Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение) переселились, чтобы свободно выполнять обязанности ислама. Ни из-за замужества и ни из-за имущества переселились вы», - сказал он. Умм Гульсум радостно восхваляла Аллаху. Теперь она могла спокойно обосноваться в Медине. Но испытания которые ей следовало пройти еще не закончились. Ее отец, Укба Ибни Аби Муайт, узнал, что его потерянная дочь переселилась, и послал своих сыновей Валида и Умара в Медину, чтобы они привезли свою сестру. Когда два брата приехали в Медину, они нашли нашего Пророка. С уверенностью в Худайбийском договоре они попросили Его вернуть им их сестру. Наш Пророк отказался от их просьбы, выдвинув ниспосланный айат. Валид и Умар вернулись в Мекку с пустыми руками.
Когда стало ясно, что она точно останется в Медине, Зубайр Ибн Аввам, Зейд Ибн Харис и Абдуррахман Ибн Авф сделали Умм Гульсум предложение руки и сердца. Молодая девушка по совету нашего Пророка, проконсультировалась по этому поводу с братом Досточтимым Османом. Он же посоветовал спросить у нашего Пророка. Имя, которое наш Пророк считал подходящим среди этих трех кандидатов, было Зейд ибн Харис. По общему мнению, Умм Гульсум и Зейд, у которых был сын по имени Зейд и дочь по имени Рукийе, являлись гармоничной парой. К сожалению, эта счастливая семья была разрушена, когда Зейд погиб в битве при Муте.
Как и другие сподвижники, пережившие переселение, Умм Гульсум с большой стойкостью пережила мученическую смерть мужа. После завершения периода идда она вышла замуж за Зубайра ибн Аввама, который был среди ее женихов, когда она переехал в Медину. От этого брака родилась дочь по имени Зайнаб. Однако они рассходились во мнениях с Зубайром и их отношения становились все более невыносимыми. Когда они не смогли пойти на компромисс, им пришлось развестись. После ее переселения Абдуррахман Ибни Авф, который также был среди ее женихов, явился к ней с предложением руки и сердца, и Умм Гульсум приняла его. От этого брака пары переселенцев родились два сына, Ибрагим и Хамид. (С одной стороны во время войн в процессе заселения и восстановления города как исламского, стало очевидно, что сегодня воспринимать браки и разводы переселенского общества в Медине кажется довольно сложно. Новое общество также сформировано радикальным изменением невежественных суждений о женщинах в браке и разводе.)
Почти все женщины-переселенцы покинули Мекку либо со своими семьями, либо с группой. Умм Гульсум своей смелостью переселения в Медину в одиночестве занимает отдельное место. Своим переселением она также поколебала и разрушила господство Курайшитов в пунктах Худайбийского договора. Ее также вспоминают как одну из женщин-рассказчиков Медины. Несомненно, это одна из первых женщин, приходящих на ум среди соратниц, чью жизнь следует изучать всесторонне. Эта женщина, которая достойно прошла испытание, упомянута в контексте искренности ее переселения в суре аль-Мумтахина.