Нет ничего общего между истиной и заблуждением. В мире не может быть ничего, более противоположного друг другу! Даже в отношении самых обыденных событий повседневной жизни ясно видно, что ложь и заблуждение являются злом и приносят вред: мы не хотим лжи, отвергаем фальшь… А если речь идет о лжи или фальши в отношении таких вопросов, как обретение вечного спасения, вера, основное знание, основы веры?
Хотя разумному и обладающему логикой человеку нетрудно понять, является какое-либо учение правдой или ложью, приемлемым или неприемлемым, но, когда речь идет о догматическом учении, имеющем своим источником божественное откровение, судить об истинности или ложности такого учения совсем не просто. Потому что в этом случае основным критерием оценки становится то, кто провозглашает это учение. Если это надежный, честный человек, ему можно верить. Если даже в этом учении будут некоторые непонятные ему стороны, человек будет относить это к своим недостаткам, к своей неспособности понять. Он не будет отрицать слов другого человека, который скажет, что понимает эти стороны учения. В этой ситуации, особенно, если основатель этого учения умер, вопрос истиндостоверности имеет очень важное значение.
Все более или менее известные религии мира, в основном, опираются на Священные Книги, источником которых является божественное откровение. Если в результате каких-то бедствий основной текст божественного откровения утрачивается, это становится настоящим несчастьем. Потому что воспроизведенный по тому, что осталось в памяти людей, текст божественного откровения уже не будет идентичным первоначальному.
В таком случае, индуисты, буддисты, иудеи и христиане могут сопоставить сохранность подлинности первоначального учения их религий и сохранность первоначального учения ислама. Кто написал их книги, кто передавал от поколения к поколению? То, что есть сейчас, – это первоначальный текст или всего лишь перевод? Не содержат ли тексты этих книг внутренние противоречия? Указанные в разных частях этих книг в качестве ссылок и источников другие части книг сохранились до наших времен или нет? И подобных вопросов много. Эти вопросы не может не задавать себе каждый человек, чьей целью является Истина.
Что служит сохранности первоначального учения?
В моменты возникновения мировых религий человек не полагался лишь на собственную память, а давно изобрел и использовал письменность для сохранения своих мыслей. Конечно, письменный документ более долговечен и надежен, чем память человека, которая обрывается со смертью человека.
Однако, если рассматривать оба эти источника знания по отдельности, ни один из них не исключает возможности искажений и вхождения в заблуждения. Опыт нашей жизни показывает, что, когда мы что-либо пишем и затем проверяем прочитанное, находим множество ошибок, которые, не замечая, допустили в процессе письма: отсутствие букв или даже целого слова, ненужные повторы, использование одного слова вместо другого, лексические ошибки и т.п. Конечно, здесь мы не имеем в виду случай, когда писатель меняет свой стиль, вносит исправления в свои рассуждения, доказательства, иногда полностью отбрасывает написанное и составляет новый текст. И память облада-ности и ет тем же недостатком: люди, имеющие привычку вспоминать когда -то заученное наизусть, или те, чья деятельность связана с заучиванием наизусть текстов, убеждаются, как память время от времени обманывает их. Например, пропускают некоторые отрывки, один отрывок текста смешивают с другим или же совсем не могут вспомнить часть текста. Иногда этот отрывок текста остается у них в подсознании, и в другое время, или после освежения памяти, или после подсказки, или по другой какой-то причине они вспоминают его.
По этой причине благородный Пророк Ислама Досточтимый Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) применял оба этих метода и старался, чтобы один из них поддерживал другой. Заучивание наизусть и запись, как мы увидим далее, сохраняют целостность и сводят к минимуму возможность ошибки.
Учение Ислама
Основы ислама и его учение основаны, прежде всего, на Коране и хадисах. Ведь оба этих основных источника – и Коран, и хадисы, основываются на божественном откровении (см. Коран, "ан-Наджм", 53/3-4). Божественное откровение – Коран – ниспосылался по частям в течение 23 лет и записывался по приказу Досточтимого Пророка. Досточтимый Пророк открыто объявлял: "эти слова переданы мне Аллахом через ангела Джибриля (Гавриила)!", когда передавал аяты Корана людям. Хадис – это слова, которые говорил сам Пророк (и не велел включать их в Коран). К хадисам также относятся переданные сподвижниками рассказы о поступках и состояниях Досточтимого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), а также о поступках и состояниях его сподвижников, которые нашли одобрение или порицание Досточтимого Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Сподвижники записывали и запоминали хадисы по собственной инициативе в силу своих способностей. С другой стороны, когда по какому-то вопросу не было божественного откровения, Досточтимый Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) советовался со своими сахабами (сподвижниками), узнавал их мнение. В этом отношении Досточтимый Мухаммад – раб Аллаха, человек, отличается от Досточтимого Мухаммада – посланника Всевышнего Аллаха.