Пророк Ибрахим с женой Сарой и служанкой Хаджар жили в Сирии. У Ибрахима с Сарой не было детей, и Сара была очень огорчена этим. Она хотела, чтобы у ее мужа был сын, которому он мог бы передать свои знания и мудрость, поэтому она предложила Ибрахиму взять в жены Хаджар. Так он и сделал.
Вскоре у них родился мальчик, которому дали имя Исмаил. Но в сердце Сары появилась ревность, которая со временем увеличилась и стала невыносимой. В конце концов Сара сказала Ибрахиму:
- Возьми их и отведи куда-нибудь подальше.
Ибрахим был вынужден сделать так, как просила его Сара. Взяв с собой Хаджар и Исмаила, он после долгого путешествия пришел с ними туда, где ныне находится Мекка. Он оставил их под большим деревом, на месте которого сегодня стоит Кааба. В то время там не было ни Каабы, ни какого-либо другого дома. Вокруг не было даже источников воды. Оставив жене и сыну кожаный мешок, наполненный финиками, и полный бурдюк воды, со словами:
- Я возвращаюсь назад, - Ибрахим собрался в путь.
Хаджар пошла вслед за ним, причитая:
- Ибрахим! Куда же ты уходишь, оставляя нас здесь? Здесь нет людей и даже признаков жизни.
Ибрахим не оборачиваясь, продолжил свой путь.
Но Хаджар продолжала идти за ним и повторяла одно и тоже, но Ибрахим не отвечал ей. Она опять задала ему вопрос:
- На кого ты оставляешь нас здесь?
Ибрахим спокойно, без тени тревоги в голосе ответил:
- Я оставляю вас на Аллаха.
- Аллах повелел тебе оставить нас здесь? - спросила Хаджар.
Казалось, Ибрахим ждал этого вопроса:
- Да, так повелел Аллах, - сказал он.
Услышав это, Хаджар обрела душевный покой и облегчение:
- Если так, то нам достаточно Аллаха! Он нас защитит и не оставит одних, - сказала она и, повернувшись, пошла обратно к большому дереву.
Ибрахим продолжил свой путь. Дойдя до места, где Хаджар не могла его видеть, он повернулся лицом в сторону Каабы и, воздев руки, обратился с мольбой:
- О Господи! Часть своей семьи разместил я в невозделанной долине возле Твоего Священного Храма. Господи! И Ты направь некоторую часть людей, чтобы приходили они сюда для совершения намаза, и дай им пропитание. Уповаю на то, что вознесут они хвалу милостям Твоим.
Хаджар осталась под деревом, кормя грудью своего сына Исмаила. Через несколько дней вода в бурдюке закончилась. Маленький Исмаил постоянно мучился от сильной жары и жажды. Хаджар, не в силах смотреть на то, как страдает ее сын, пошла на поиски людей и воды. Она взошла на холм Сафа и осмотрелась по сторонам. Однако вокруг не было ни души, только безжизненные пески расстилались до самого горизонта. Она спустилась с холма и побежала, прихватив полы своей одежды. Пробежав через долину, она взобралась на холм Марва и опять осмотрелась по сторонам, но и здесь никого не было. Она вновь побежала на холм Сафа и снова никого не увидела. Затем она проведала Исмаила, который продолжал страдать от жары и жажды. Хаджар вновь побежала к холму Марва. Но, увы, никого не было видно. Так она семь раз пробежала между холмами Сафа и Марва. Поэтому паломники в хадже семь раз пробегают между холмами Сафа и Марва, совершая са΄й. Вбежав последний раз на холм Марва, она услышала какой-то звук. "Что бы это могло быть?" - подумала она. Вскоре звук повторился.
- Э-эй! Я слышу тебя. Если можешь, то помоги нам! - прокричала она. Но ей никто не ответил. Она осмотрелась. И на том месте, где сегодня находится источник Зам-зам, она увидела ангела, копающего землю то пяткой, то своим крылом.
Вскоре из земли забила вода. Хаджар поспешила к тому месту и наполнила бурдюк водой. Опасаясь, что вода уйдет, Хаджар решила огородить источник. Теперь вода, бьющая из земли ключом, не разливалась по сторонам. Да будет Аллах милостив к Хаджар! Если бы она не обустроила источник, то Зам-зам мог бы стать просто ручьем.
Хаджар утолила жажду, к ней вернулись силы. Она напоила ребенка и покормила его.
Ангел сказал Хаджар:
- Не бойся, вы здесь не пропадете! Здесь находится место Дома Аллаха - Каабы. Этот ребенок и его отец построят здесь Каабу.
Хаджар обосновалась в этих местах. Однажды неподалеку проходил караван йеменского племени Джурхум. Увидев в небе кружащую птицу, они предположили:
- Птицы летают в том месте, где имеется вода. Но мы знаем, здесь никогда не было воды.
Они отправили двух юношей к тому месту. Спустя некоторое время юноши вернулись с известием, что нашли воду.
- Можно ли нам поселиться здесь и стать тебе соседями? - спросили люди племени Джурхум, придя к Хаджар.
- Да, вы можете поселиться здесь. Но с условием, что не будете предъявлять прав на воду. Вода принадлежит мне, - сказала она.
Они удалились, подтвердив, что будут соблюдать данное условие, и вскоре вернулись со своими семьями, чтобы поселиться здесь.
Хаджар была рада этому. Таким образом, и она, и ее сын Исмаил были избавлены от одиночества. В этом месте, которое потом назовут Меккой, начали возводиться новые дома, и закипела жизнь.
Прошли годы. Исмаил повзрослел и превратился в смелого юношу. Соседи из племени Джурхум полюбили Исмаила, от них он научился арабскому языку. Они были восхищены его благородным видом и добрым нравом. И женили его на девушке из племени Джурхум.
В последующие годы, состарившись, умерла Хаджар. Ее похоронили вблизи Каабы.
Позже сюда вернулся Ибрахим. Ему показали дом Исмаила. Но хозяина в тот момент не было дома. Ибрахим постучал и спросил у жены Исмаила:
- Где Исмаил?
- Ушел раздобыть нам пропитание, - сказала она.
- А как вы живете?
- Мы живем в большой нужде. Нам очень трудно, - пожаловалась жена Исмаила.
Тогда Пророк Ибрахим сказал ей:
- Передай салям своему мужу, и пусть он поменяет порог своего дома.
Вернувшись домой, Исмаил почувствовал приятный запах.
Он понял, что приходил его отец, и спросил жену:
- Приходил ли кто-нибудь к нам?
После рассказа о том, что к ним заходил пожилой человек странной внешности, она добавила:
- Этот человек спросил о тебе, я ему ответила. Он расспросил о нашей жизни, я ему сказала, что мы живем в большой нужде.
На вопрос Исмаила, передал ли этот старец ему что-нибудь, она ответила:
- Да, он передал тебе салям и наказал поменять порог своего дома.
Тогда Исмаил сказал жене:
- Старец, который приходил к нам, - мой отец. Он наказал мне развестись с тобой. Можешь вернуться к своей семье.
После развода Исмаил женился на другой женщине из племени Джурхум.
Через некоторое время Пророк Ибрахим вновь посетил эти места. Он пришел к дому Исмаила, но того опять не было дома. Не представившись, он завел разговор со своей невесткой:
- Как вы живете, дитя мое?
- Хвала Аллаху, в добре и довольствии, и очень счастливы.
Пожалуйте к нам, поешьте, отдохните.
- Что вы едите и пьете, дочка?
- Едим мясо, пьем воду.
Тогда Ибрахим, обратив поднятые ладони к небу, произнес мольбу:
- Господи! Дай изобилие мясу и воде их!
В те времена в окрестностях Мекки людям не были известны такие злаки, как ячмень или пшеница. Все питались дичью. Если бы в то время там было известно земледелие, Ибрахим вознес бы мольбу за изобилие хлебов.
Затем Пророк Ибрахим сказал не узнавшей его невестке:
- Когда вернется твой муж, скажи ему, пусть бережет славный порог дома своего! - и отправился назад в Сирию.
Вернувшись домой, Исмаил спросил у жены, приходил ли кто-нибудь в его отсутствие.
Жена рассказала, что к ним приходил старец с приятной внешностью, и передала разговор, произошедший между ними.
Тогда Исмаил сказал:
- Это был мой отец. А ты - славный порог нашего дома. Отец наказал мне хорошо относиться к тебе и жить с тобой в согласии.
Пророк Ибрахим еще некоторое время жил вдали от сына. Затем пришел в Мекку и застал сына сидящим под большим деревом вблизи источника Зам-зам и строгающим стрелы. Увидев приближающегося отца, он вскочил и побежал ему навстречу. Отец и сын обнялись, испытывая горечь от многолетней разлуки. Они долго-долго не могли насмотреться друг друга. Потом между ними произошел такой разговор:
- Исмаил, сын мой! Всевышний Аллах повелел мне выполнить одно очень важное дело.
- Отец мой! Исполни то, что повелел тебе твой Господь.
- Но в этом деле ты мне должен помочь, сынок!
- Отец мой! Я буду помощником тебе в каждом твоем деле.
Затем Ибрахим, указывая на высокий холм, сказал:
- Всевышний Аллах повелел мне построить здесь дом.
Затем он рассказал, что они вместе возведут там здание Каабы. И вскоре отец и сын приступили к строительству. Исмаил подносил камни, а отец клал стены. Когда стены стали довольно высокими, Исмаил принес большой камень под ноги Ибрахиму. Это был знаменитый черный камень Хаджар-уль-асвад. Ибрахим закончил кладку стен, вставая на этот камень.
После завершения строительства отец и сын произнесли такую молитву:
"Господь наш! Прими от нас (этот дом), ведь Ты, поистине, Слышащий, Знающий!" (аль-Бакара, 2/127).
МОРАЛЬ
Можно видеть, насколько глубока связь пророка Ибрахима и его жены Хаджар с Аллахом, повергающая человека в изумление и восторг. Когда Ибрахим оставлял Хаджар с ребенком в местности, лишенной признаков жизни, которая позже станет Меккой, в сердце его не было никакого сомнения. Ведь такова была воля Аллаха.
Что касается Хаджар, то, оставшись с ребенком в безлюдной пустыне, она поначалу пришла в замешательство. Однако, когда она узнала, что муж ее, пророк получил повеление от Аллаха оставить их в этом месте, все страхи покинули ее. Со словами "Нам достаточно Аллаха! Он нас защитит и не оставит одних" она положилась на милость Аллаха.
То, что в этой пустынной местности чудесным образом забил источник Зам-зам, есть свидетельство того, что Всевышний Аллах всегда оказывает помощь искренне верующим и уповающим на Него. Неиссякаемость источника Зам-зам со времен Хаджар и Исмаила в самой жаркой и сухой части Аравийского полуострова является продолжением этого чуда в наши дни.
В каждом велении Аллаха имеется очень много мудрости и глубины, не понятых нами в полной мере.
Усилия Хаджар с целью найти воду для своего ребенка показывают величие материнского сострадания. В память об этом событии в ритуале хаджа установлен семикратный бег между холмами Сафа и Марва.
Есть назидание и в разговоре пророка Ибрахима с невестками. Благовоспитанная женщина не будет рассказывать незнакомому человеку об отсутствии достатка в семье. Не будет преувеличивать трудности.
Даже постарается не замечать их. Будет приветлива со старшими. Будет рада разделить хлеб с теми, кто в нем нуждается.
Пророк Ибрахим, говоря о хозяйке дома как о пороге его, имел в виду, что она представляет дом своего мужа, и то, что дом и все, что есть в нем, является предметом ее забот.