Намаз

Editor

26 мая 2015 г.

Намаз

Намаз Досточтимый Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: "Чистота –половина веры". Перед совершением намаза, в первую очередь, надо сделать омовение. Вобычном состоянии достаточно сделать малое омовение (уду). Но бывают случаи, когда необходимо совершить гусуль (большое омовение), а именно: после интимной связи, поллюций у мужчин, после завершения менструации и послеродовых кровотечений у женщин. Совершать гусуль желательно и накануне праздничного пятничного намаза.

Полное омовение – гусуль. Сначала совершается малое омовение, потом трижды омывается водой все тело. Если человек моется, сидя в ванне, то после мытья использованную воду необходимо слить и облить тело чистой водой.

Омовение (уду) делается следующим образом: необходимо иметь намерение очиститься ради Аллаха, произнести "Бисмиляхир-рахманир-рахим" (во имя Аллаха Милостивого и Милосердного), вымыть руки до запястья, прополоскать рот и почистить зубы, промыть водой нос, умыть лицо от границы роста волос до подбородка, вымыть правую, затем левую руку до локтей, протереть влажными руками голову и уши (по некоторым мазхабам протереть шею) и в конце вымыть правую, затем левую ногу до щиколоток. Все эти действия, за исключением протирания головы и ушей, совершаются по три раза. Это в обычных условиях, но если не хватает воды, то достаточно одного раза.

В условиях, когда вообще нет воды, вместо полного и малого омовения можно совершить таяммум (очищение землей). Больные люди, которым противопоказано соприкосновение с водой, также совершают таяммум. Порядок совершения таков: делается намерение, затем произносится "Бисмилляхиррахманир-рахим", после этого ладони прижать к чистой земле и провести ими по земле вперед-назад, протереть ладонями лицо. Второй раз провести по земле ладонями, затем протереть левой ладонью правую руку до локтя, затем протереть правой ладонью левую руку до локтя. Тайяммум символизирует смиренность человека перед Всевышним.

Обновлять омовение перед каждым намазом нет необходимости. Но его обязательно следует обновлять после сна, справления малой и большой нужды, выхода газов, рвоты. В туалете нужно пользоваться в первую очередь не туалетной бумагой, а водой. Следует избегать использования бумаги, на которой что-либо написано. Во-первых, это вредит здоровью, во-вторых, на бумаге могут быть написаны имена Аллаха, и использование бумаги в туалете будет проявлением неуважения к Нему.

При совершении намаза необходимо соблюдение следующих условий: чистота тела, чистота одежды и места совершения намаза (необязательно мечеть или коврик для намаза), прикрытие одеждой запретных частей тела, обращение в сторону Каабы. Используя карту мира и компас, достаточно легко можно определить нужное направление. Мекка находится недалеко от западной границы Аравийского полуострова. Поэтому примерным направлением для жителей Франции будет юго-восток, для жителей Мавритании и Сенегала – восток, для жителей Квебека – восток, юго-восток.

Мусульманину предписано пять раз в день совершать обязательный намаз. Каждую пятницу в мечети совершается коллективный праздничный намаз. Кроме этого, в течение года совершаются еще два праздничных намаза. Один из них знаменует окончание месяца Рамадан – завершение поста, а другой совершается в день Праздника жертвоприношения – Курбан байрам, который приходится на время хаджа. Намазы отличаются по своей длительности, так как состоят из разного количества ракатов (циклов). Например, фард утреннего намаза (обязательный утренний намаз) состоит из 2 ракатов, а фард полуденного намаза и послеполуденного намаза состоит из 4 ракатов. Фард вечернего намаза состоит из 3 ракатов, а фард ночного намаза состоит из 4 ракатов. Джума (пятничный) и праздничные намазы состоят из 2 ракатов. Есть еще один намаз, близкий к обязательному, – намаз витр, состоящий из 3 ракатов. Он совершается после ночного намаза.

В течение дня совершается 5 обязательных (фард) намазов. Но на собственном примере Досточтимый Пророк показал, что наряду с обязательными намазами нужно стараться выполнять и дополнительные. Так, перед утренним обязательным намазом совершается дополнительный намаз из 2 ракатов; перед полуденным обязательным намазом – дополнительный намаз из 4 ракатов и после него – дополнительный намаз из 2 ракатов; перед послеполуденным намазом совершается дополнительный намаз из 4 ракатов; после вечернего намаза – дополнительный намаз из 2 ракатов; до ночного намаза – дополнительный намаз из 4 ракатов и после него – дополнительный намаз из 2 ракатов. После ночного намаза совершается витр-намаз. Порядок его выполнения различается в зависимости от мазхаба. Так, по ханафитскому мазхабу витр-намаз включает 3 раката; выполнив второй ракат, в положении сидя читается ат-тахийят, в третьем ракате перед поясным поклоном (руку) читается молитва (дуа) "Кунут". По другим мазхабам, сначала совершается намаз из 2 ракатов, затем отдельно совершается намаз в 1 ракат, в котором дуа "Кунут" не читается. Кроме этих намазов можно совершать большое количество других намазов. Чем большей богобоязненностью обладает верующий, тем больше будет доволен им Аллах. При посещении мечети красивым действием считается совершение намаза-приветствия в 2 раката. Другие дополнительные намазы могут совершаться в любое время, кроме времени, запрещенного для всех намазов: восход, закат и зенит солнца.

Намаз совершается следующим образом: сделав омовение, следует встать, обратившись на Каабу, поднять руки к мочкам ушей и произнести намерение: "Намереваюсь совершить (или совершить за имамом) ради довольства Аллаха столькото ракатов такого-то намаза, обратившись к Каабе". Если намаз совершается за имамом, необходимо добавить в намерении "следую за имамом" ( Если есть хотя бы 2 человека, то им нужно совершать намаз вместе. Один из них будет имамом. Другой следует за ним, становясь справа позади имама на расстоянии нескольких пальцев. Если за имамом следуют двое или более человек, то они становятся за имамом и образуют ряд. Следующие за имамом вслух ничего не читают, для них достаточно того, что читает имам). Затем произносится такбир "Аллаху Акбар" (Аллах Велик), руки опускаются. По мазхабу Малики, а также учению шиитов, руки опускаются вдоль туловища. По другим трем мазхабам, руки соединяются спереди на туловище, причем правая рука находится поверх левой. Произнесение такбира означает начало намаза. С этого момента не разрешается произносить что-либо, не относящиееся к намазу, смотреть по сторонам (нужно смотреть только на место земного поклона), т.е. следует избегать действий, которые могут сделать намаз недействительным. Перед каждым элементом намаза (поясным и земным поклонами, сидением) произносится такбир: "Аллаху Акбар".

Намаз начинается с молитвы "Субханака" . Затем читается первая сура Корана – "аль-Фатиха" . После нее читается другая сура или айаты Корана. В первых двух ракатах обязательных намазов (утренний, вечерний, ночной), а также в джума-намазе и праздничных намазах имам читает суры Корана вслух. В остальных случаях все читается про себя.

После чтения суры из Корана с такбиром: "Аллаху Акбар" совершает поясной наклон, опираясь ладонями о колени. В поклоне следует произнести: "Слава моему Господу Всемогущему", при выпрямлении: "Аллах слышит того, кто восхваляет Его", при возвращении в исходное положение: "Господь наш, вся хвала Тебе". Затем со словами "Аллаху Акбар" совершается земной поклон, чтобы лоб, нос, ладони и колени касались земли. В этом положении трижды произносится следующая молитва: "Слава моему Господу Высочайшему". Затем следует сесть на левую стопу, подвернув ее, при этом правая стопа упирается в землю, пальцы направлены в сторону Каабы, пятка стоит прямо. В этом положении читается дуа. После этого нужно встать. Совокупность всех этих действий (стояние, поясной и земной поклоны, сидение) составляет один ракат.

Второй ракат начинается с чтения первой суры Корана "аль-Фатиха", затем читается целая сура или айаты Корана. Молитва "Субханака" не читается. После этого совершается руку (поясной поклон) и 2 сажда (земной поклон). В них читаются те же молитвы, что и в первом ракате. После второго сажда нужно сесть на левую стопу и прочитать ат-тахийят (ташаххуд).

Утренний намаз состоит из 2 ракатов. После ат-тахийята читают дополнительные молитвы (дуа), затем, повернув голову направо, произносится приветствие "Ассаляму алейкум ва рахматуллах" (Мир вам и милость Аллаха), потом произнести то же самое, повернув голову налево. На этом намаз заканчивается. Если намаз включает более, чем 2 раката, то после чтения ат-тахийят нужно снова встать. Вновь читается сура "аль-Фатиха", но другая сура или айаты Корана не читаются. Совершается руку и 2 сажда. Если намаз состоит из 3-х ракатов (вечерний намаз), то после 2 сажда нужно сесть, прочитать ат-тахийят и другие молитвы и отдать приветствия. Если намаз состоит из 4 ракатов (полуденный, послеполуденный и ночной), то после двух сажда 3-го раката нужноснова встать, прочитать суру "аль-Фатиха", совершить руку и 2 сажда. Затем в положении сидя прочитать ат-тахийят, другие молитвы и, отдав приветствия, закончить намаз.

Несколько особенностей

По мазхабам имамов Шафии и Ханбали к утреннему намазу добавляется молитва (дуа) "Кунут". Во втором ракате после возвращения из руку поднимаются ладони для дуа и читается особая молитва "Кунут", после нее намаз продолжается (совершается сажда). Остальные мазхабы (имамов Ханафи и Малики) эту молитву не читают, так как придерживаются мнения, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) читал ее не всегда.

По мазхабу имама Ханафи, дуа "Кунут" читается после ночного намаза в третьем ракате витр-намаза. В третьем ракате витр-намаза после чтения суры или айатов Корана, перед руку (поясным поклоном) читается эта молитва. Потом намаз продолжается как обычно. Если витр-намаз совершается общиной, то все эти действия выполняет имам, а община следует за ним.

В некоторых мазхабах в промежуточном сидении между вторым и третьим ракатами полуденного, послеполуденного, вечернего и ночного намазов после ат-тахийята читаются дуа Салли и Барик, в остальных мазхабах их читают в последнем сидении.

Различия между мазхабами

1. Мусульман можно разделить на 3 группы: сунниты, шииты и хариджиты. Внутри этих групп также есть небольшие различия в вопросах вероубеждения и ритуалах поклонения. В небольшой книге невозможно осветить все эти тонкости и историю их возникновения. Но в мечетях больших городов, где живут представители разных мазхабов, обращает на себя внимание то, что некоторые элементы поклонения мусульмане выполняют по-разному. И это вызывает интерес. Различия же возникли из-за того, что представители мазхабов толковали некоторые аспекты поклонения по-разному. Сразу следует заметить, что со времен Досточтимого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) формы и виды поклонений не изменились. Различия в выполнении некоторых видов поклонений возникли или из-за того, что Досточтимый Пророк сам делал и так, и так, или из-за того, что он советовал делать так.

2. То есть Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) иногда сам изменял элементы движений или тексты дуа, включаемых в поклонения. В некоторых случаях он предупреждал об отказе от прежнего порядка поклонения (например, сначала во время поясного поклона в намазе руки свободно опускались вниз, но потом Досточтимый Пророк отменил это и повелел класть руки на колени). В некоторых случаях он специально не разъяснял вводимые изменения, и все сподвижники просто повторяли за ним, не спрашивая причины. То есть, казы и рекомендации исполнялись беспрекословно, лишь изредка возникали дискуссии.

3. В таком случае, ясно, что те различия, которые существуют между мазхабами, произошли оттого, что некоторым элементам поклонения (обряда) Досточтимый Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) придавал большее значение, некоторым – меньшее. В настоящее время нет достоверной информации относительно того, какие элементы некоторых обрядов были отменены, а какие внесены вместо отмененных. Поэтому, если шафиит отказывается следовать в намазе имаму-ханафиту, это означает, что он отказывается совершать действия, которые неизвестны шафиитам, но которые выполнял сам Досточтимый Пророк. Это непростительная ошибка!

4. Одно из имен Досточтимого Пророка – "Любимец Аллаха" (Хабиб-Аллах). Коран свидетельствует, что Посланник Аллаха является лучшим примером для подражания мусульманам ("аль-Ахзаб", 33/21). Это значит, что Аллах желает, чтобы верующие вплоть до Судного дня следовали всем поступкам и наставлениям Любимца Аллаха. То есть, различия в мазхабах исходят из то, что некоторые мусульмане совершают одни действия Досточтимого Пророка, другие – другие его действия. Как будто сам Всевышний Аллах пожелал посредством существования мазхабов увековечить все поступки и каждое движение Своего Любимца.

Намаз истихара (поиск лучшего)

Когда кто-либо из сподвижников имел сомнения в своем выборе, Досточтимый Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) советовал обращаться к Всевышнему Аллаху с просьбой показать правильный путь и строго запретил гадать, обращаться к идолам, поддаваться суевериям. Обратиться ко Всевышнему Господу за помощью можно посредством совершения специального намаза-нафиля (дополнительного). Он совершается после ночного намаза и витр-намаза, перед сном. В первом ракате после суры "аль-Фатиха" читается сура "аль-Кяфирун", во втором ракате читается сура "аль-Фатиха" и сура "аль-Ихляс". Остальная часть намаза совершается в обычном порядке. После намаза читается специальная молитва (дуа). Ее желательно читать на арабском языке, но можно и на другом. Главное в дуа – искренность. После выполнения намаза и чтения дуа, находясь мыслями и сердцем со Всевышним Аллахом, нужно лечь спать. Первые мысли и ощущения, которые приходят после сна, считаются вдохновением от Всевышнего Господа. Если все равно остается неясность, то этот намаз рекомендуется продолжать до появления отчетливого решения.

Что нарушает намаз?

Произнесение любых слов, не относящихся к намазу, выход газов, смех, слышимый другими людьми, еда или питье – относятся к действиям, нарушающим намаз. В таких случаях намаз следует сделать заново. Слышимый смех во время намаза нарушает также и омовение, поэтому следует обновить омовение. Если мусульманин по забывчивости пропустил какое-то действие, а потом в ходе намаза вспомнит об этом, то выполнять пропущенное действие не надо. В таких случаях после приветствия в конце намаза нужно совершить два дополнительных земных поклона (сажда саху) и закончить намаз в обычном порядке. Сажда саху можно читать обычные молитвы, а можно и более подходящие к ситуации: "Слава Аллаху, далекому от сна и забывчивости" .

В случае, если мусульманин опаздывает и присоединяется к уже начавшемуся колективному намазу, то он не должен раздумывать, сколько ракатов выполнила община, а должен как можно быстрее последовать за имамом и начать намаз. Если он опоздал на один ракат и более, то, не отдавая приветствия вместе с имамом, должен встать и выполнить пропущенные ракаты. Например, если мусульманин присоединился к общине, когда имам совершал земной поклон (сажда) во втором ракате вечернего намаза, то считается, что он опоздал на первые два раката, а к остальным успел. Когда имам отдаст "салям", ему нужно встать, прочитать суру "аль-Фатиха" и другую суру (или айаты), выполнить поясной и два земных поклона, сесть и прочитать ат-тахийят, затем таким же образом совершить третий ракат, но после ат-тахийята прочитать дополнительные молитвы и завершить намаз. В случаях, когда мусульманин присоединяется к общине во время поясного поклона (руку), считается, что он успел к этому ракату и возмещать его не надо. Если он присоединяется после совершения имамом и общиной поясного поклона, то этот ракат считается упущенным, и после приветствия имама ему надо продолжить намаз, совершив упущенный ракат самостоятельно.

Общие сведения

Если кибла (направление Каабы) неизвестна, то необходимо путем логических размышлений найти ее, выбрав кратчайшее расстояние до Каабы. Во время намаза надо быть серьезным и сосредоточенным. Взгляд во время стояния в намазе должен быть направлен на место земного поклона (место касания лба к земле), во время поясного поклона (руку) – на кончики пальцев ног, во время земного поклона (сажда) глаза должны быть открыты. Во время намаза нельзя смотреть вверх и по сторонам. Нужно стоять ровно и устойчиво, при совершении поясного и земного поклонов движения не должны быть резкими. Большой палец правой ноги служит точкой опоры, им нельзя шевелить на протяжении намаза.

После намаза делаются дуа (молитвы), в них можно просить Господа обо всем, но желательно читать дуа из Корана.

Намаз совершается на арабском языке, поэтому суры, айаты и дуа, читаемые в намазе, надо знать наизусть. Прежде всего надо выучить суру "аль-Фатиха" ("Открывающая", первая сура Корана). Она является основной, без которой ни один намаз не будет настоящим, полным.

Погребальный намаз – джаназа

Погребальный намаз очень отличается от других. Как и для любого намаза, для него делается омовение. Следует встать, обратившись в сторону Каабы, поднять руки к кончикам ушей, произнести намерение и с такбиром "Аллаху Акбар" начать намаз. Читается дуа "Субханака", сура "аль-Фатиха" и другая сура (или айаты из Корана). Поясной и земной поклоны не совершаются. После прочтения суры совершается второй такбир и читается дуа о прощении грехов живых и умерших мусульман. Перед этой дуа следует поприветствовать Досточтимого Пророка. После этого следует произнести третий такбир и прочитать дуа о прощении грехов умершего мусульманина, для которого совершается этот намаз. После этого произносится четвертый такбир и сразу отдается приветствие направо и налево.

Болезнь и путешествие

В зависимости от тяжести болезни, больной человек может совершать намаз сидя и даже лежа. Если человек совершает намаз сидя, то движением, соответствующим поясному поклону, будет наклон головы и спины вперед, не достигающий земли, а земной поклон будет таким же, как обычно. Если же человек обездвижен, то он совершает намаз лежа, при этом движения намаза обозначаются движением век.

Досточтимый Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) позволил путникам сокращать намазы, состоящие из четырех ракатов, до двух. Путникам разрешается также совмещать по времени полуденный и послеполуденный намазы (в этом случае эти намазы можно совершить в любое время от полудня до заката солнца). Таким же образом совмещаются по времени вечерний и ночной намазы, они совершаются в любое время от заката солнца до начала рассвета.

وَالَّذ۪ينَ اٰمَنُوا بِاللّٰهِ وَرُسُلِه۪ٓ اُو۬لٰٓئِكَ هُمُ الصِّدّ۪يقُونَۗ وَالشُّهَدَٓاءُ عِنْدَ رَبِّهِمْۜ لَهُمْ اَجْرُهُمْ وَنُورُهُمْۜ وَالَّذ۪ينَ كَفَرُوا وَكَذَّبُوا بِاٰيَاتِنَٓا اُو۬لٰٓئِكَ اَصْحَابُ الْجَح۪يمِ۟ ﴿19﴾
Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Уверовавшие в Аллаха и Его посланников - это правдивейшие люди. А павшие мученики находятся возле своего Господа, им уготованы их награда и их свет. А те, которые не уверовали и сочли ложью Наши знамения, являются обитателями Ада.
(аль-Хадид, 57/19)