Жизнеспособность общества, народа, культуры во многом связана с тем, какое миропонимание свойственно для этой культуры и какова философия ее жизненной практики. Процветание или угасание какой-либо культуры одновременно связано и с особенностями лежащего в ее основе учения. Если культура призывает своих последователей к отречению от мира, то они, конечно же, достигнут большого прогресса в духовной сфере. Но при этом они не будут реализовывать свои физические и интеллектуальные данные, не будут исполнять свои естественные обязанности и просто исчезнут, не будучи способными к воспроизводству своей культуры. Если же цивилизация будет придавать значение только материальной стороне жизни, человек, в ущерб одним ее сферам, продемонстрирует прогресс в других областях. Однако такой ход развития культуры вполне может обернется для нее бумерангом и положить ей конец.
Как известно, лозунгом ислама является фраза "в этом мире достаток и счастье, и в другом мире достаток и счастье" (Бакара, 201). Эта формула позволяет нам оставаться далеко как от взываний не знающих меры приверженцев духовного, считающих лишения своей обязанностью, к полному отречению от мира, так и от прямо тому противоположных убеждений оголтелых материалистов, которые не признают каких-либо прав за окружающими. Напротив, исламский подход, развивая как тело, так и дух и формируя гармоничное равновесие других плоскостей человеческой жизни может быть легко воплощен в реальность основной массой людей, которые находятся между этими двумя противоположностями.
Ислам не только неуклонно проводит в жизнь соблюдение потребностей этих сторон человека, но он также стремится к созданию единства, в котором обе эти части дополняли бы друг друга и чтобы ни одна из них не умалялась во имя другой. Ведь наряду с вменением обрядов поклонения и иных духовных предписаний, ислам уделял внимание так же и материальной стороне жизни. Если же ислам привносил какую-либо обязанность, опирающуюся на материальный фактор, он при этом подчеркивал, что данный акт одновременно является источником духовного развития.
Религия равновесия
Первой из двух неповторимых особенностей Ислама, или религия, называемой покорностью и преданием себя воле Аллаха является гармоничная сбалансированность, которую она утверждает между материальным и сверхъестественным, между телом и духом. Этой свой стороной она предоставляет возможность в истинном смысле этого слова пользоваться благами, которые создал Аллах, а с другой стороны - ожидает исполнения каждым человеком его долга перед Аллахом. Этот долг возвращается посредством таких обрядов поклонения, как намаз, пост и закят. Благодаря этим особенностям Ислам оказывается не религией для избранных людей, но напротив, религией самых широких масс.
Вместе с неуклонным требованием досконального исполнения крайне важных ежедневных обрядов Ислам совершенно не требует самоистязания и нищеты духа. Напротив, Коран недвусмыленными фразами порицает подобные состояния: "Скажи: "Кто запретил украшения и чистую пищу, которые Аллах сотворил для Своих рабов? Скажи: "Все это для тех, кто уверовал в этой жизни. А в Грядущей жизни сие будет только для них". Так поясняем Мы послания для тех, кто знает" (Преграды, 32).
Универсальная религия
Второй уникальной особенностью Ислама является то, что все верующие с точки зрения Ислама являются братьями. Все равны, невзирая на социальное положение, расовую принадлежность и язык. Единственное превосходство, которое только возможно, находится в личностной плоскости. Это превосходство является результатом наибольшей стыдливости перед Аллахом и осознанности в поступках, следствием жизни, наполненной страхом перед Аллахом и любовью к Нему, иными словами, богобоязненностью (Покои, 13).
Коран, который не обращая внимания на расы, религии и даже эпохи, взывает ко всему человечеству, стремится к лидерству в материальной, духовной, личной, социальной, в общем, во всех сферах человеческой жизни. В Коране содержатся руководства, призванные регулировать человеческое поведение начиная от лидеров государств до рядовых его граждан, от богатых до самых бедных, наставляющие о том, как следует вести себя в условиях мира, так и в состоянии войны, что нужно делать для духовного роста и достижения успеха и процветания в торговле и материальной стороне жизни. Прежде всего Коран придает значение развитию лучших человеческих качеств индивида. Каждый человек несет личную ответственность перед Творцом. В этом свете Коран не ограничивается одними только предписаниями, но и испытывает степень убежденности человека. Он взывает к человеческому разуму, используя для этого притчи, поучительные истории и метафоры.
Вера в Аллаха
Человек всегда выглядит так, словно он ищет возможности опереться на своего создателя, и повиноваться Ему. Лучшие религиозные лидеры всех времен и всех культур разработали для этого определенные правила поведения. В первобытные времена люди поклонялись манифестациям могущества и милости Аллаха и таким образом надеялись снискать Его довольство. Некоторые народы веровали в два божества, одно из которых олицетворяет добро, а другое - зло. Они даже осознавали психологические проявления этого разделения между двумя божествами, которое называется внутренним противостоянием. Другие народы окружают свои божества таинствами, так, что эти таинства иногда затмевают собой саму суть Аллаха. Наконец, существуют народы, которые, чувствуя потребность в символе, формулах или жестах, наполнили свои религии такими вещами. Религии таких народов, где бы они не проживали, превратились в нечто такое, что трудно отличить от идолопоклонства или многобожия.
В этом отношении Ислам обладает уникальными характеристиками. Ислам утверждает абсолютное единство и единственность Аллаха. Он предписывает такую форму поклонения и молитвы, в которых нет места изображениям и символам, поскольку он рассматривает их как остатки первобытной эпохи и идолопоклонства. Аллах превыше любого материального восприятия, а не только выше всякой вещи и не только надматериален. Одновременно Он в любой момент времени находится повсеместно и всегда способен сотворить все что угодно. Связь между человеком и его создателем не нуждается в посредниках, а потому она непосредственна и индивидуальна. Самые святые люди, подобно пророкам, лишь показывают путь, они лишь посланники. Предпочтение отдано индивидууму; он несет ответственность непосредственно перед самим Аллахом.
В Коране изложены ясные данные о сущностных качествах Аллаха: Он один, Создатель всего что только есть, Он всезнающ, Он способен на всякую вещь. После смерти Он воскресит нас и потребует ответа за деяния, которые мы совершили в этом мире. Он справедлив, милосерден и т.д. Особенное внимание Коран уделяет форме вохваления Аллаха и обучает наилучшим молитвам. Коран дает полную информацию об обязанностях человека по отношению к Аллаху, другим созданиям и к самому себе. Говоря о наших обязанностях по отношению к самим себе, то следует иметь в виду, что мы не являемся хозяевами самих себя, напротив, мы принадлежим Аллаху. Он вверил нас нам же на хранение в качестве принадлежащей Ему собствености. В этом свете мы должны усердно заботиться об этом вверенном нам для хранения имуществе.
Связь веры и поведения
Частое использование Кораном двухкомпонентной формулировки "верующие и творящие добро" является естественным результатом понимания жизни, основанного на гармонии. Невысока цена веры, провозглашенной только на словах и не сопровождающейся поклонением и практическими действиями. Ислам настаивает на обеих этих составляющих. С точки зрения человеческого сообщества, добрые дела, совершенные не на основе веры в Аллаха, конечно же предпочтительны совершению дурных поступков, но с духовной точки зрения такие дела не оцениваются, ведь добрые дела, совершенные без веры, не гарантируют человеку спасение в Грядущей жизни.
Поскольку именно этот аспект является критерием ценности действия (практики, поступков), то следует отличать друг от друга добрые и дурные деяния. Что же служит критерием для этого? Только Аллах является истинным оценщиком того, доброе ли дело (поступок, поведение) совершил человек, или же дурное. Мы же, совершая любое действие, должны отдавать себе отчет о том, насколько это соответствует божественным повелениям. Эти божественные повеления даны нам Аллахом через Его посланников. Хадрат Мухаммад является не только последним в ряду этих посланников, но и учение, которое он принес, является наилучшим по степени своей сохранности.
Обряды поклонения
Целью моральных норм и духовного поклонения является приведение нас к достойному существованию, приближение нас к нашему создателю и Господу, а также обеспечение Его довольства нами. Согласно утверждению Корана (Корова, 138) мы стремимся "окраситься цветом Аллаха", стремимся видеть Его глазами, говорить Его языком, желать то, что соответствует Его воле. Иными словами, мы, насколько нам позволяет наша человеческая слабость, стремимся к такому поведению, которое полностью отвечало бы тому, какими Он желаеть видеть нас.
Покорность повелениям Аллаха сама по себе является формой поклонения. Если, не вдаваясь в детали, одно за одним проанализировать все предписания и формы поклонения, принятые в Исламе, то мы без тени сомнения сможем заявить, что все они заключают в себе как материальную, так и духовную пользу. Говоря иными словами, то, что совершено во имя одного только Аллаха обладает двойной ценностью: любой подобный акт, ничего не уменьшая из материальных достижений, приносит духовную выгоду. И наоборот, если что-то было сделано ради достижения какой-либо материальной цели, то ее можно достичь, только при этом никакой духовной пользы обретено не будет. Вспомним следующий хадис хадрата Мухаммада (сав): "Нет сомнения в том, что деяния - по их намерениям".
Фундаментальным принципом, направляющим всю жизнь мусульманина в том, что касается обрядов религиозного поклонения является следующий принцип: развитие целого и обеспечение единства составляющих его частей. Коран примерно в двадцати айатах повторяет повеление "совершать молитву и выплачивать закят". Есть ли необходимость в каком-либо ином более ясном доказательстве, чем это повеление, ставящее во главу угла неделимость материального и духовного, единство тела и души? Подобно тому, как духовные обязанности не лишены материальной составляющей, так и материальные обязанности не отдалены от духовной пользы. И особенно важно, что результат этой двоякой пользы, о которой идет речь, тесно связан с намерением и мотивами, лежащими в основе пунктуального исполнения названных обязанностей.
Понятие греха и раскаяния
Ислам признает слабость человека и то, что в нем происходит постоянное противостояние склонности в свершению добра и к свершению зла. Но Ислам категорически не премлет идеи о том, что человек приходит в этот мир изначально грешным по причине первого греха, сотворенного хадратом Адамом и Евой, поскольку это является несправедливостью. То, что хадрат Адам и согрешил отнюдь не значит, что другие люди должны отвечать за его проступок. Ведь каждому человеку вменена ответственность лишь за его личные деяния. В силу своей слабости человек может быть несправедливым по отношению к Аллаху, другим людям и созданиям, он может совершать преступления. Но за каждый проступок предусмотрено возмездие. Однако Исламу известно и понятие прощения. Условием для прощения является покаяние, сожаление о содеянном и исправление ошибки. Если совершенный проступок как-то навредил другим людям, то, по мере возможности, необходимо устранить его последствия. Пострадавший человек может простить своего обидчика при возмещении ущерба или если тот пообещает возместить его или каким-либо иным способом. Но что касается проступков против Аллаха, то человек может искупить их посредством какого-либо длительного наказания или же путем безусловного прощения его самим Господом. Однако Ислам открыто заявляет, что для прощения провинившегося и раскаявшегося человека Аллаху не нужно наказывать и мучить кого-то другого, невиновного человека, например, хадрата Иисуса.
Общественная жизнь
Только по Ему одному ведомым причинам Аллах наделил людей различными способностями. Двое детей одной и той же супружеской пары не обладают одинаковыми качествами и способностями. Земля тоже плодоносит по разному в разных местах. Два дерева одного вида не приносят одинаковое количество плодов, и их плоды отличаются по качеству. Каждое создание обладает только ему присущими уникальными характеристиками. Основываясь на результатах этого естественного положения вещей, Ислам провозглашает равенство всех в основе, и в то же время признает индивидуальные различия и неповторимость каждого. Все являются рабами одного и того же Господа, только богобоязненность (или безупречная религиозность), являющаяся наиболее эффективным средством снискания божьего довольства, представляет собой единственное мерило духовной высоты личности.
Отталкиваясь от такого понимания Ислам отвергает точку зрения, согласно которой одной из основных составляющих солидарности и сплоченности является общество, "опирающееся на родство по крови". Привязанность к родственникам и родной земле, конечно, вещь естественная. Однако интересы общества, к которому относится конкретный человек, требуют быть терпимыми по отношению и к другим сообществам. Тот факт, что природные богатства распределены по земле не одинаково, обусловливают взаимосвязанность всех людей друг с другом. Нация, сплоченная только на основе единого языка, расовой принадлежности, цвета кожи или общей территорией весьма примитивна. Ибо в таком случае речь идет о такой судьбе или таком состоянии, когда отдельно взятый человек не имеет какого-либо значения. Позиция Ислама в этом вопросе прогрессивна и в ее основе лежит приоритет личности. Только Ислам призывает всех, верующих в общий идеал, людей, перейти от расовых, языковых и территориальных различий к созданию единого сообщества.
Ислам отвергает любое принуждение в вопросах религиозной веры. Даже собственно мусульманство считает своим долгом принание самостоятельности немусульманских общин, проживающих в границах Исламского государства. Это считается одним из условий исламской религии и ее законов. Коран, Хадис и практика всей исламской истории свидетельствует о том, что по отношению к религиозным и социальным правам немусульман соблюдался принцип невмешательства в их дела, предоставлялось право иметь собственные законы, творить судопроизводство их собственными судьями в принадлежащих им судах.
Коран устанавливает наилучшие правила и нормы во всех областях жизни, таких, как торговля, бракосочетание, наследование, уголовное и международное право и т.д.
Поступки, мотивируемые только личным интересом свойственны не человеку, но животным. Нормально и естественно, когда человек, удивлетворив свои интересы, задумывается об интересах окружающих, однако Коран восхваляет тех из людей, которые "будучи в нужде, отдают предпочтение другим, нежели самим себе" (Собрание, 9). Конечно, это лишь совет, никак не обязанность, налагаемая на обычного человека. Человек, который не поступает так не будет виновным или грешным. Среди других подобных наставлений можно упомянуть следующий известный хадис хадрата Пророка: "Лучший из людей тот, кто творил добро другим людям".
Ислам не приемлет человека, который оставив труд становится тунеядцем. Напротив, он желает, чтобы человек применял все данные ему от рождения способности и умения для того, чтобы пользоваться благами, сотворенными Аллахом. Следует обретать столько, сколько только возможно. Ибо то, что выходит за рамки наших потребностей может быть использовано в помощь тем, кто не способен обрести необходимое. Хадрат Пророк сказал следующие слова: "Лучшее для вас - это после обеспечения самих себя оставить ваших близких жить в благополучии так, чтобы им не пришлось просить о чем-либо других".
Заключение
Ислам это образ жизни. Ибо Ислам не ограничивается утверждением определенных основ веры, одновременно он дает человеку правила социального поведения. Особенно он заинтересован в претворении в жизнь собственной системы жизнеустройства и в ее эффективном функционировании. Он не ограничивается восхвалением хорошего и критикой дурного, он предусматривает как материальные, так и духовные воздаяния и наказания за них. Ислам отпечатывает в сознании человека веру в Аллаха, в Грядущую жизнь после воскрешения, в рай и ад. Но не останавливаясь только на этом, и стремясь не допустить человеческой несправедливости, он предлагает комплекс мер материального воздействия и наказания. Ибо человек, которого Ислам стремится удержать на Прямом пути, представляет собой пестроесобрание самых противоречивых качеств. Ислам пришел направить к истине и правильному образу жизни те только тех, кто продвинут в моральном отношении, тех, по отношению к кому отпала необходимость в наказании и которые сами способны определять правильный способ действия, но он пришел с этими целями ко всему человечеству.