Сунна Пророка Мухаммада

Editor

16 июля 2010 г.

Сунна Пророка Мухаммада

Сподвижники и близкие нашего Пророка были очень взыскательны во всем, что касалось достверного и точного установления Его сунны и передачи ее в виде хадиса последующим поколениям. Эти их усилия обеспечили появление за короткий отрезок времени комплекса сунны  и хадисов.

Связь поведения Пророка с Откровением

Все поступки нашего Пророка, имеющие отношение к религиозным установлениям и запретам, опирались на откровение и, поскольку они претворялись в жизнь под контролем откровения, повиновение Его повелениям и запретам считается повиновением приказам и запретам Аллаха (Женщины 4/89; Собрание 59/71).

"И не отправляли Мы посланца, кроме как для того, чтобы повиновались ему" (Женщины 4/64).

"Кто повинуется посланцу, воистину, он повинуется Аллаху" (Женщины 4/80).

"Когда Аллах и Посланец Его решили некое дело, то не пристало верующему мужчине или верующей женщине делать выбор по их желанию. Кто не повинуется Аллаху и Посланцу Его, воистину, склоняется он к явной ошибке" (Союзники 33/36)

Мусульманин, верующий в Коран, непременно принимает и указуемые Кораном авторитеты. Такие утверждения, как "Мне достаточно Корана, помимо Корана я непризнаю в качестве источника никаких авторитетов", по своей сути противоречат самому Корану. Ибо Коран сообщает нам о том, что пророки, посылаемые Аллахом и избираемые Им из числа людей приходили для того, чтобы им подчинялись, что они наделялись полномочиями вершить суд и выносить те или иные решения. Тот факт, что за всю историю человечества писания были даны очень небольшому числу пророков достоин внимания с точки зрения того, насколько высок был авторитет пророков в религиозной сфере. И, наконец, даже те слова, поступки и решения Посланника Аллаха, которые не имели отношения к откровению, проходили через божественный контроль. Иными словами, его ошибки, в отличие от поступков других людей, непременно исправлялись. Даже чистоту и непорочность Пророка мы представляем именно в таком свете. И его отличие от остальных людей заключается как раз в этой особенности.

Читая Коран, мы обнаруживаем, что откровение не ограничивалось какой-то одной книгой, ниспосланной только лишь пророкам. Имеется множество айатов, укаывающих на то, что Пророк получал откровения и вне Корана. Например,  в Коране сообщается, что досточтимому Пророку и некоторым другим пророкам, помимо данных им писаний, давалась и мудрость - хикма: "Аллах открыл тебе  Книгу и Мудрость, и научил тебя тому, о чем не знал ты. И милость Аллаха к тебе велика" (Женщины 4/113). Обычно ученые толковали "мудрость", упомянутую в этом и других подобных айатах, в качестве дополнения к Книге, как "сунну", данную Посланнику Аллаха.

В одном из айатов, сообщающих о полномочии Пророка принимать решения и вершить суд, говорится следующее: "Не уверуют они до тех пор, пока не сделают тебя судьей в том, о чем спор между ними, а затем не почувствуют никакого затруднения в самих себе относительно решенного тобой и подчинятся тебе полностью" (Женщины 4/65).

Вынося решения, досточтимый Пророк иногда опирался непосредственно на какой-либо айат, либо исходил от откровения, не вошедшего в Коран. Иногда, он, будучи человеком, который как никто другой был проникнут духом религии, совершая иджтихад, поступал по собственному усмотрению.  Но в любом случае, конечно же, все его поступки, связанные с пророческой миссией, проходили божественный контроль.

Правильное понимание Сунны

О необходимости следования досточтимому Пророку, который является "наилучшим примером" и понимается как "живой Коран", сообщает сам Всевышний Аллах. В тот момент  важнейшей обязанностью, возложенной на людей, желавших сделать Его своим лидером и вождем, было признание Его доджным образом и правильное осознание цели, заложенной в повиновении Ему. Поступая таким образом, не следовало забывать о том, что он "пророк из числа людей".  Равно как и нельзя было, чрезмерно возвеличивая, превратить его в недосягаемый для людей пример.

При упоминании Сунны мусульманам на ум приходят внешний вид, поведение и поклонение нашего Пророка. Однако при этом не вспоминается, что сюда же относятся оличительные особенности, касающиеся высокой нравственности Посланника Аллаха или его экономическая, правовая и политическая активность.  Это особенность, на которой следует остановиться особо. По сути сунна означает  образ жизни нашего Пророка. Образ жизни  можно назвать внешним проявлением понимания человеком жизни. В таком случае в основе сунны нашего Пророка лежит его понимание жизни.

Если мы сможем как можно более полно принять нашего  досточтимого Пророка как образцового человека, который правильнее всех понимал Коран, претворял его в свою жизнь своим поведением и был обладателем наилучшей морали, то мы сможем получить возможность воспринять и проникнуться мусульманством в самой простой и верной форме. И таким образом, мы сможем перенести в условия нашего времени проекции благих деяний и полезных дел, которые были в  свое время взращены и претворены в жизнь Пророком и его сподвижниками.


وَالَّذ۪ينَ اٰمَنُوا بِاللّٰهِ وَرُسُلِه۪ٓ اُو۬لٰٓئِكَ هُمُ الصِّدّ۪يقُونَۗ وَالشُّهَدَٓاءُ عِنْدَ رَبِّهِمْۜ لَهُمْ اَجْرُهُمْ وَنُورُهُمْۜ وَالَّذ۪ينَ كَفَرُوا وَكَذَّبُوا بِاٰيَاتِنَٓا اُو۬لٰٓئِكَ اَصْحَابُ الْجَح۪يمِ۟ ﴿19﴾
Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Уверовавшие в Аллаха и Его посланников - это правдивейшие люди. А павшие мученики находятся возле своего Господа, им уготованы их награда и их свет. А те, которые не уверовали и сочли ложью Наши знамения, являются обитателями Ада.
(аль-Хадид, 57/19)