"Обрести что-то помимо Аллаха значит ничего не обрести"
Асма аль-Хусна (Прекрасные Имена Аллаха)
Собственным именем всевышнего Творца, привитое исламом, является слово "Аллах", которое не имеет какого-либо словарного значения. Кроме этого имени существуют и другие имена, называемые "Прекрасными именами" (Асма аль-Хусна), которые представляют Его и напоминают о Нем в самом Коране: "Ему (Аллаху) принадлежат самые прекрасные имена" (аль-Хашр, 24). Словосочетание "Прекрасные имена" (Асма аль-Хусна) состоит из слов асма, являющегося формой множественного числа слова исм (имя) и хусна, означающее "прекрасный", "самый лучший". Под этим словосочетанием подразумеваются прекрасные имена Аллаха. Они выражают имена, которые в Коране и Сунне относятся к Аллаху. Абу Бакр Ибн аль-Араби в следующем порядке описал причины того, что божественные имена выражают красоту и превосходство:
1. Прекрасные имена отражают величие и превосходство Аллаха и пробуждают в рабах чувство уважения и почтения к Нему.
2. Использование этих имен во время богопоминаний-зикр и молитв является гарантией принятия их Аллахом, а также гарантирует воздаяние.
3. Они приносят покой и умиротворение сердцам, позволяют надеяться на Его милость и милосердие.
4. Поскольку ценность той или иной информации определяется ценностью того, что было познано благодаря этой информации, и поскольку Аллах является самым достойным из всего, что только можно познать, то знание Прекрасных имен дает обладателям этого знания преимущество и почет.
5. По причине того, что Прекрасные имена охватывают качества для Аллаха обязательные, дозволенные и неприемлемые (т.е.: качества неизбежно присущие Аллаху, качества, которые могут (или не могут) быть Ему присущи, и, наконец, качества, присутствие которых у Аллаха совершенно невозможно представить), то они предоставляют нам возможность приобрести достаточные и достоверные знания о Нем.
Между именами Аллаха невозможно провести четкие границы, равно как и подразделить их на группы, поскольку подобно пересекающимся окружностям эти имена взаимопроникают и связаны друг с другом.
Почему важно знать Прекрасные Имена
Прежде всего, для человека, который верует и желает поклоняться тому, во что он верит, описание Аллаха определенными качествами является необходимой потребностью. Ведь невозможно поклоняться чему-то такому, что неизвестно. Поэтому знание Прекрасных имен важно для нас, - Его рабов, - как с точки зрения познания Аллаха, так и с позиции понимания связи между Аллахом и мирозданием.
Истинное знание об Аллахе спасает человека от пустых домыслов, всякого рода предрассудков и ложных представлений, которые только могут существовать в его уме. Человек, который основывает свои знания об Аллахе на бесспорных истинах, пришедших от самого Создателя, а не на фундаменте личных гипотез, обретает ясность ума и чистоту духа. Не удовлетворяясь лишь интеллектуальным знанием о своем Создателе, человек ощущает потребность в установлении связи с Ним и в плоскости духовной жизни. В установлении этой связи Прекрасные имена имеют непреходящее значение. Например, в содержании молитв, которые, как сообщается, возносил Досточтимый Пророк, привлекает внимание частое упоминание им Прекрасных имен. Дух влюблен в совершенство. Он всегда и во всем будет стремиться к познанию полноты совершенства и будет испытывать наслаждение, степень которого зависит от степени созерцаемого им совершенства. Подобно тому, как познание Всевышнего Аллаха приобретается посредством изучения Его имен, качеств и атрибутов, так и любовь к Нему становится возможной лишь благодаря знанию того, что все возможные виды совершенства присущи лишь Ему одному.
Важно особо подчеркнуть, что благодаря изучению Прекрасных имен приобретается знание об Аллахе. Знание об Аллахе представляет собой семя любви к Аллаху. Когда оно попадает в то или иное сердце, из него, вырастает древо преданной любви. Плоды этого дерева проявляются и созревают в сердце, душе, руках, ногах, глазах, ушах, словом, во всех физических и духовных сферах человека. Эти плоды представляют собой такие непритворные и идущие из глубин человеческого существа особенности характера, как почтение к Создателю, милосердие ко всем творениям, незапятнанность дурным норовом, обретение прекрасных черт характера, беззаветная самоотверженность в том, что касается истины.
Касательно Прекрасных имен наш Пророк Мухаммад сланник сообщил в священном хадисе, переданном Бухари и Муслимом: "У Аллаха есть 99 имен. Кто выучит их наизусть и проникнется ими (в оригинальном тексте: перечислять (ихса') их ), тот войдет в рай".
Начиная с имама Бухари утвердился взгляд, согласно которому смыслообразующему слову "ихса'" здесь присуще особое значение, выходящее за рамки его словарных значений "считать, выучить наизусть, понимать". Как становится ясным, это слово заключает в себе следующее значение: "Искреннее понимание и искреняя убежденность в учении ислама о божественной вере посредством обращения к первоисточникам, а также достижение духовной удовлетворенности, согласующейся с такой верой".
В священных хадисах, в которых перечисляются Прекрасные имена, между именами "Аллах" и "ар-Рахман" присутствует формула единобожия (калама аль-таухид), "ал-лази ла илаха илла ху", имеющее значение: "кроме Которого нет иного божества". Смысл такого порядка имен заключается, прежде всего, в том чтобы утвердить единство и единственность Аллаха, а также со всех точек зрения подтвердить присутствие этой истины в смысле каждого последующего имени. Каждое из девяноста восьми имен, следующих после формулы единобожия, выражает одно из качеств Имени Величия (Лафза-и Джалал).
Помимо того, что эти имена кратко раскрывают значение Имени Величия, являющегося именем-квинтессенцией (т.е. именем, заклющем в себе значения всех остальных имен), они являются также определенным и конкретным доказательством, аргументом существования и единственности Аллаха. Столь многочисленные доказательства и аргументы преследуют одну цель: усилить и укрепить в умах людей эту величайшую истину. Каждое из этих благодатных имен по отдельности представляет собой лекарство, позволяющее излечиться от неверия, являющегося ничем иным, как умертвляющим душу духовным недугом, от отрицания истины, от придания Аллаху сотоварищей и от всех проявлений дурного нрава, какие только могут вырасти из перечисленных выше зол.
Из имен, перечисленных в священных хадисах, девяносто три имени присутствуют в Благородном Коране. Что касается оставшихся шести имен, то обозначаемые ими значения выражены другими словами и, опять-таки, восходят к Нему. Этот список стал широко известным во всем исламском мире, он читается во время молитв и вознесения просьб к Аллаху. Кроме этого, Прекрасные имена легли в основу одного из разделов искусства мусульманской каллиграфии.
Однажды Пророк Мухаммад в одной из проповедей перечислил степени знания имен Аллаха. Высшими по степени он назвал имена, которые "остаются в сокровенном мире и которым [Аллах] отдал предпочтение для самого себя", подчеркнув тем самым существование неизвестных божественных имен.
При исследовании списка Прекрасных имен, состоящего из девяноста девяти имен с точки зрения любви и страха, милости и принуждения станет очевидным, что только четыре или пять имен из всех нельзя отнести к любви и милости. Поэтому неуместно описывать понятиями страха и принуждения Всевышнего Творца, который создал и поддерживает гармонию и равновесие, образующее часть грандиозного механизма внутри противоречивых действий и реакций, наблюдаемых в мире живой и неживой природы
Прекрасные Имена в Коране
Прекрасные Имена, обозначающие самые красивые имена Аллаха упоминаются в 18-м айате суры Аараф, 110-м айате суры Исра, 8-м айате суры Тах и в 22-24-м айатах суры Хашр. В 180-м айате суры Аараф и 110-м айате суры Исра Коран говорит о том, что нам следует возносить мольбы к Аллаху используя эти прекрасные имена.
Согласно айату: "У Аллаха прекрасные имена; зовите Его по ним и не следуйте за теми, кто уклоняется от прямого пути, раскольничая о Его именах..." (Аараф/180), приписывание некоторым словам значений, несоответствующих статусу божества с последующим использованием их по отношению к Создателю или же наречение понятиями, относящимися к Нему и именами, выражающими эти понятия кого-нибудь другого кроме Него, рассматривается как "уклонение от прямого пути и раскольничание о Его именах". Имена Аллаха ниспосланы свыше (таукиф). Иными словами, при упоминании Аллаха разрешается использовать только те имена, которые упомянуты в аятах и хадисах и которые позволено упоминать. Аллах сам дает себе имена. Никто не может приписать ему какое-либо имя, отсутствующее в первоисточниках. Например, говорится "Аллах - Знающий (Алим)", но не говорится "Аллах - Специалист (Ариф), Знаток".
Часть приводимых в Коране имен, обозначающих качество, являются односоставными именами, а часть - составными именами. Имен, состоящих из одного слова насчитывается 99. Эти имена и качества Аллаха подразделяются на такие группы, как: "Джалал" (величие), "Джамаль" (красота) и "Камаль" (совершенство). Имена величия выражают бесконечное величие и божественное великолепие Аллаха, логически вытекающее из основных Его творений во вселенной. Что касается красоты, то она отражает Его посредством даруемых Им многочисленных блага, а также ответную благодарность. Совершенство предстает в облике совершенных и наделенных смыслом произведений божьего творчества и призывает человека к размышлению над ними.
Величайшее имя Аллах спрятал среди других своих имен. Смысл этого заключается в том, чтобы возбудить в рабах интерес ко всем Прекрасным именам и сподвигнуть их к вознесению молитв с упоминанием всех имен Аллаха.
В вопросе о том, какое из имен Аллаха является Величайшим именем, мусульманские ученые мужи предложили различные мнения. Мнение преобладающего большинства сводится к тому, что если и существует одно единственное имя, достойное быть "величайшим именем" из сотен имен, принадлежащих Аллаху, то этим именем является Имя Величия - "Аллах", в силу широты его смысла и содержания.
Особенность, в силу которой следует признать Величайшим именем то или иное имя, неизвестна. Если при этом выборе принять во внимание, что таким именем может быть одно из имен, оказавшее максимальное влияние на духовную жизнь божьего раба, то в этом случае причиной выбора того или иного имени будет зависеть скорее от внутреннего состояния человека, чем от самого имени. Если отрешившись от материального (т.е. всего того, что находится "вне" Аллаха) божий раб умом, мыслью и душой устремится к Аллаху, то каждое из имен, упоминаемых им во время молитв и поминовений будет обладать максимальным воздействием. Ведь каждому имени присуща своя степень величия. Абу Йазид Бистами сказал об этом следующие слова: "Каким бы именем после отрешения от материального ты не обращался к Аллаху во время молитвы, то имя и будет Величайшим именем".
Согласно одному из преданий, некий человек в присутствии Посланника Аллаха вознес следующую молитву: "О, мой Аллах, я обращаюсь к Тебе с просьбой, поскольку свидетельствую о том, что: Ты Аллах, помимо которого нет иного божества, Ты один, Всевечный, не родил и не был рожден, у Тебя нет сотоварища и нет равного Тебе". Услышавший эту молитву Посланник Аллаха, сказал следующие слова: "Клянусь Тем, кто держит мою душу дланью могущества, этот человек обратился к Аллаху, назвав Величайшее имя. Знайте: кто будет взывать Величайшим именем, тому Аллах непременно ответит. Кто будет просить этим именем, тому Аллах непременно даст желаемое". Из этого хадиса становится ясным, что Величайшее имя заключено в суре "Ихлас".
Степень понимания людьми Прекрасных Имен
Поскольку каждое имя нашего Гопода выражает одно из уникальных качеств, они представляет собой окна, помогающие нам созерцать Всевышнего Аллаха. Однако человек постигает реальную истину бытия, выражаемую этими именами по мере своих способностей. Поэтому знания об Аллахе неодинаковы. Степень знания пророков, ангелов, святых постоянно меняется. Знание того, кто лишь абстрактно представляет Аллаха "Знающим и Могущественным" и знание того, кто созерцает чудо Его знамений, а также великолепие земного и небеснных царств, конечно же, неодинаково.
Человек прилагает максимум усилий для того чтобы охарактеризовываться доступными именами и качествами Всевышнего Аллаха, чтобы сделать их чертой своего нрава. И если он приобщится к Прекрасными Именам в такой форме, то он будет близок к Аллаху и станет другом ангелов. Ведь божий раб достигает духовного совершенства благодаря проникновению значений Прекрасных Имен в его мораль.
"Тот, кто не прочувствовал эти значения, но только слышит, как их произносят и знает их лингвистический смысл, тот находится на низкой ступени и его удел весьма мал. Ибо способность слышать является качеством, коим обладают и животные. А просто вера в существование чего-то без понимания сути, то это, то, что могут делать и дети".
Воздействие имен на личность человека
Метод, предпочитаемый Благородным Кораном в вопросе о существовании Аллаха, проистекает из философии Корана, который можно выразить фразой "уважение к человеку". Эта философия признает, что и личностный рост человека, провозглашаемого центральным существом мироздания, так и развитие его отношений с остальными людьми и окружающей средой в надлежащей человеческому достоинству форме, могут быть возможны только на почве привязанности к Аллаху, и что ощущение такой связи дано человеку по праву рождения. Нравственное развитие человека посредством Прекрасных имен является единственным путем, ведущим его к совершенству. Ибо быть совершенным человеком можно только пребывая в равновесии, когда ни одна из существующих нравственных составляющих не загораживает собой другие качества. Поэтому, например, если испытываемая нами любовь мешает справедливости; если наше сострадание и милосердие становятся препятствием для принципиальноого отстаивания правды; если наше всепрощение мешает осуществлению, при необходимости, наказания, а наша щедрость оказывается сильнее решения не давать во имя блага просящего... то просто неуместно говорить о совершенстве, скорее, можно вести речь о слабостях. Итак, единственным путем, позволяющим человеку достичь успеха в обретении недостающих человеческих качеств и развиваться в состоянии всесторонней гармонии и, в результате, достичь безупречности, является осознанный труд по нравственному совершенствованию в свете Прекрасных имен.
Из всех творений Аллаха только человек благодаря своему потенциалу способен максимально приблизиться к Аллаху. И хотя ангелы выглядят превосходящими нас в том, что касается знания Аллаха, то с точки зрения степени покорности Ему, когда человек выбирает повиновение и добродетель, вопреки своей склонности к злу, обеспечивает ему превосходство над ангелами. Однако вещью, которая вводит человека в заблуждение, еще в самом начале уводя его с этого ведущего к превосходству пути, является придание Аллаху сотоварищей и равных (ширк). Среди грехов и непокорности ширк является самым большим грехом и сильнейшей формой неповиновения. Ширк еще в этом мире ввергает человека в бесконечные горькие мучения. Это так, поскольку совершая ширк, человек воображает наличие превосходства в каком-либо из созданий, являющихся такими же, как и он сам, творениями. Тем самым, человек навсегда закрывает себе путь обретения собственного совершенства и в самом начале пути он лишает себя возможности устремиться к высшим ценностям, к которому его приглашает фитра. Словом, ширк - это измена человека своим возможностям. Это величайший вред, который он наносит самому себе.
В тупик ширка человека подталкивают эмоции и переживания. Когда такие эмоции, как страстное желание, безумный страх, чрезмерное стремление к превосходству, крайнее уныние и пессимизм по отношению к жизни не берутся под контроль на основе крепкой веры в Аллаха, человек впадает в ширк, приписывая воображаемую божественность себе или окружающим. В основе всех наших проблем психологического характера лежит губительный недуг ширка. Именно он подталкивает современного человека, не согласного мириться с какими-либо недостатками в себе и желающего быть образцом совершенства, и который, все же, оказывается несостоятельным в материальном или социальном аспектах, в объятия психологического дискомфорта. Таким образом, самым надежным способом защиты от порождающих друг друга интеллектуальных беспокойств и бедствия ширка, является познание Аллаха, о своей вере в которого мы много говорим, - познание Его таким, каким Он описал себя, а также полное вверение нами самих себя Его власти и воле. Единственным путем к этому является изучение Его Имен, осознание их смысла и проникновение их духом.