Медина – город обновленный хиджрой

Editor

13 сентября 2010 г.

Медина – город обновленный хиджрой

Люди с мрачными лицами молчаливо расходились после вечернего намаза из мечети Пророка. Группа молившихся заметно поредела, место знакомых лиц заняли совершенно незнакомые, не внушающие доверия лица чужаков. Местные жители или покинули город, или с намерением удалиться от неприятностей решили совершить хаджж, или же заперлись в своих домах. На улицах, заполненных только семьями египтян, рабами - участниками мятежа и бедуинами, которые до сих пор не привыкли к мысли об устройстве государства,  не стало прохода от злости и ненависти.  

ImageНебольшая группа отделилась от людей, выходивших из мечети и в подавленном состоянии направилась к дому халифа. Тихо и осторожно миновав через толпы, которые теперь правили городом и полностью, окружившие дом халифа, они прошли во внутрь. Несмотря на пролившуюся кровь халифа, месть и ненависть все еще владели над людьми. Лишь силуэт племянника Пророка Мухаммада удерживал толпу от желания забросать пришедших камнями.

Вскоре в дверях, которые мятежники предали огню, показалась небольшая похоронная процессия, несших на плечах безжизненное тело Халифа Ислама. Особую боль вызывал вид бороды Халифа, окрашенный кровью. Стараниями  жены халифа Наили, тело халифа вечером должны были предать земле. По дороге к процессии присоединились еще три-четыре человека. Достигнув Джанат-уль Баки они столкнулись с еще одной неприятносью, бунтовщики не позволили пройти на кладбище. До перехода тела Муавийа в пределы Джанат-уль Баки, халиф стал его соседом у внешней стены. После безмолвного джаназа намаза в мрачную ночь, тело халифа без омовения и савана предали земле.

Согласно одному преданию, это было не погребение тела несчасного халифа, которого смогли предать земле только через три дня после убийства, а погребение политического будущего первой столицы ислама. Так как досточтимый Али прекрасно понимал, что не все примут его халифат, что он не сможет служить Истине в окружении людей, полных зла и предрассудков, что будет невозможно установить независимое и справедливое устройство правления государством. И тогда, досточтимый Али отменил статус Медины как столицы и в поисках надежды на новое будущее отправился в Куфу. 

 Медина, в которой каждый день растет тоска о Пророке Ислама, нашедшего приют на ее землях, теперь в трауре. Медина под тяжестью раскаяния и сожаления, просит покаяния от имени всех бунтарей и убийц. С тех самых пор к этому раскаянию "лучезарного города" присоединяются все правоверные, навестившие этот город. Вместе с тоской по Пророку Мухамаду, которая в Медине чувствуется с особой силой, помимо воли, остро охватывает раскаяние и сожаление об убитом халифе. В этом священном городе, где каются во всех совершенных грехах, просят о помиловании. Люди, полные раскаяния и тоски взывают небеса о милости.  Если у каждого города имеется душа и каждый город существует за счет определенного характера, то без сомнения, душой "лучезарной Медины" является тоска, а характер определяют покаяние и сожаление.

Область Хиджаз представляет из себя засушливую и горную местность покрытую осколками острых камней, извергаемые вулканами, которые и во время досточтимого Усмана находились в активном состоянии. Вот в таком месте и находилась Медина, но с тем только отличием, что местонахождение Медины было более водным, чем другие районы Хиджаза. Как и любое место, где одновременно существуют земля и вода, всегда преобладает плодородие. Медина, вместе с развитым земледелием воплотила в своем образе землю матушку с раскрытыми руками, которая производит и выращивает. Медина гостеприимно раскрыла руки первым переселенцам - это по Торе, потомки досточтимого Исхака, племена Сами Амалик из рода Амалек'а.

ImageВслед за ними, после оккуппации Иерусалима царем Бабиля Бухтуннасром в 7 веке до н.э. в Медину пришли иудеи. Хайбар, Вадиль Кура, Федек и Йасриб приняли новых переселенцев. Существует предание, будто иудеи переселились сюда, чтобы следить за прибытием последнего пророка, о котором в говорится в священных книгах и особо подчеркивается, что родом он из этих мест. Иудеи переняв традиции арабов переименовали свои племена - Бани Курайза, Бани Надир, Бани Кайнука. Наряду с  земледелием, занимаясь ювелирными делами, кузнечеством, ткачеством, производством оружия и орудий труда для земледелия иудеи заняли целые кварталы города. Затем, две племени из кахтанов Авс и Хазредж нашли приют в Медине, так как капосле разрушения известной стены Ма'риб в Йемене земли этих племен  остались под водой.  Город, который более ста лет назывался Йасриб, стал причиной борьбы за власть между приверженцами ахль-Китаб евреями и вновь прибывшими переселенцами, то есть мухаджирами. Так  продолжалось до тех пор, пока Йасриб не раскрыл двери для новой волны переселенцев.  

Вместе с новым переселением и новой верой в корне изменилась и судьба города. Он стал родиной последней религии, посланной человечеству. Возродились не только мухаджиры, которых Медина радушно приняла в свои объятия, но и презираемые иудеями и враждующие между собой племена Авс и Хазредж. В ночном небе Йасриба взошла необыкновенно яркая луна и стал он "Мадина аль-Мунаввара", а местное население перешло в ранг "ансаров". Необходимо подчеркнуть что, первый город завоеванный  исламом был покорен не силой и кровью, а "покорен Кораном". 

С первых моментов хиджры тоска тесно переплелась с лицом Медины. Хиджра стала спасением после мучений, притяснений и зловредных козней врагов, путем избавления каравана по имени тоска. Как Медина не имела особого смысла без хиджра, так и хиджра немыслима без Медины. Подобно материнской милости Медина радушно приютила всех мухаджиров.  Хоть и не унялась тоска по родине Мекке, Медина признана новой родиной, ее благодарят верностью, милостью и признательностью. Несмотря на то, что Мекка была вновь завоевана, ни Пророк Мухаммад ни асхаб не вернулись обратно в Мекку.

Без сомнения, кончина Посланника Аллаха, больше всего подействовала на Медину. Проливая неутешные слезы по Пророку Мухаммаду, Медина не позволила Омейядам перенести в Дамаск тело Пророка Ислама и его минбар. Таким образом, Медина стала местностью, отождествленной тоской по Пророку Мухаммаду. За счет аль-Масджид ан-Наби, внутри которой находится могила Пророка Мухаммада, Медина способствует временному устранению  тоски и является местом хиджры, где на протяжении столетий нашли приют миллионы мусульман, влеченные чувством сожаления. Город вырос под неугасаемой тоской души. Наследство Пророка Мухаммада - сунна и хадис - именно здесь как нигде в другом месте, имеют влияние на ученый мир. Известная в фыкхе "Школа хадиса" или другими словами "Мединская школа" под воздействием тоски о близости к Пророку Ислама образовалась именно здесь. На протяжении истории человечества Медина приютила множество племен, Медина не является местом какого-либо определенного племени и какого-либо определенного народа. Медина - исходное место похода асхабов в новые завоеванные земли ислама, утерявшее свое государственное устройство во время потери статуса политического центра, отдавшее множенство саййдов и оппонентов на выселение, в тюрьму и на казнь, провожатый многих ученых в вновь завоеванные земли, отсутствие образцов местного населения, путь переселения - хиджры. Для всех правоверных, испытывающих тоску по Пророку Мухамаду.        

لَقَدْ مَنَّ اللّٰهُ عَلَى الْمُؤْمِن۪ينَ اِذْ بَعَثَ ف۪يهِمْ رَسُولًا مِنْ اَنْفُسِهِمْ يَتْلُوا عَلَيْهِمْ اٰيَاتِه۪ وَيُزَكّ۪يهِمْ وَيُعَلِّمُهُمُ الْكِتَابَ وَالْحِكْمَةَۚ وَاِنْ كَانُوا مِنْ قَبْلُ لَف۪ي ضَلَالٍ مُب۪ينٍ ﴿164)
Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Аллах уже оказал милость верующим, когда отправил к ним Пророка из них самих, который читает им Его айаты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости, хотя прежде они находились в очевидном заблуждении.
(Али Имран, 3/164)