В словаре слово "иман" (вера) имеет следующие значения: "удостоверять правдивость чьего-либо высказывания, подтверждать, принимать сказанное, принимать со спокойной душой, доверие своему собеседнику, быть в безопасности, верить умом и сердцем, не оставляя места для сомнений".
Что касается терминологического значения, то верить - это значит подтверждать истинность религиозных предписаний (зарурат динийа), которые Досточтимый Пророк принес от Всевышнего Аллаха, безусловное принятие всего, что Он сообщил и искренне верить в то, что все это является истиной и правдой.
Следовательно, истинность веры и суть ее заключается в подтверждении сердцем. Подтверждение сердцем является неизменным и главным элементом веры. Речь идет о существовании очень близкого отношения между верой и знанием. Всякий верующий знает, во что он верит, но не каждое знание требует веры. Для того чтобы можно было назвать верой знание, связанное с положениями, в которые необходимо верить, требуется присутствие в человеческом средце повиновения, покорности и убежденности, опирающихся на свободу воли. Точкой отсчета для воздаяния верующему и наказания неверующего является наличие или отсутствие преданности и убежденности в вере.
Вот некоторые айаты и хадисы, в которых показывается, что вера - это удел сердца, подтверждение душой:
"О, Посланец, пусть не печалят тебя те, которые устремляется к неверию; из тех, которые говорят устами своими: "Мы веруем", а сердца их не веруют; и из тех, кто иудеи, слушающие они только ради лжи" (аль-Ма`ида, 41).
"Кого желает наставить Аллах, тому Он раздвигает грудь для Ислама..." (аль-Ан'ам, 125).
"Аллах отправит в рай тех, кто достоин рая, и - в ад тех, кто достоин ада. А затем скажет: "Осмотритесь, и если найдете кого-нибудь, в чьем сердце есть вера размером с горчичное зернышко, то выведите его из ада" (Бухари, "Иман", 15; Муслим, "Иман", 82).
Итак, утверждение сердца является основным элементом веры. Наряду с этим, поскольку окружающие не ведают о том, что сокрыто в сердце, устное провозглашение веры, утвердившейся в сердце, обязывает человека в его мирской жизни поступать в соответствии со своими словами и утверждениями. По этой причине провозглашение, то есть устное заявление о вере, имеющейся в сердце, является не частью веры, но лишь ее мирским условием.
Только Аллах знает о том, что скрывают сердца. О том, что человек верует, становится известно с его собственных слов, либо же по совершаемым им определенным обрядам, таким, например, как коллективный намаз. В таком случае человек дает о себе знать как о верующем. Он строит взаимоотношения по-мусульмански и может жениться на мусульманке. Мяса заколотого им животного можно употреблять в пищу, он обязан выплачивать такие религиозные налоги, как закят и ушр. После смерти по нему совершается намаз-джиназа, и его хоронят на мусульманском кладбище. Если некто не провозглашает устно свою веру, то по отношению к нему не применяются действия, предписанные для мусульман.
О крайней важности словесного выражения веры Досточтимый Пророк сказал в следующих хадисах:
"Из ада выйдет каждый, кто, имея в своем сердце веру размером с пшеничное, ячменное зернышко или с пылинку, скажет "Нет бога кроме Аллаха, Мухаммад Его посланник" (Бухари, "Иман", 33; Тирмизи "Джаханнам", 9; Ибн Маджжа, "Зухд", 37).
"Мне было велено сражаться с людьми до тех пор, пока они не скажут "Нет бога кроме Аллаха и Мухаммaд Его посланник". Как только они произнесут это, их жизнь и имущество будут в безопасности. Искючением только меры наказания, предписываемые общественным правом. Расчет за то, что они носят внутри себя, принадлежит Аллаху" (Бухари, "Джихад", 102; Муслим, "Иман", 8; Абу Дауд, "Джихад", 104).
Именно по причине особой важности устного заявления о вере, она получила известность в виде выражения "Убежденность сердцем и подтверждение языком". Но такое понимание веры не означает, что всякий, кто, не веруя в сердце, провозгласит о своей вере, становится верующим. О таких людях сказано в одном из священных айатов: "Среди людей есть такие, которые говорят: "Веруем мы в Аллаха и в Последний день, но не веруют они" (аль-Бакара, 8).
Все должны верить в одни и те же положения. В том, что касается догматов веры, нет никаких различий между ученым и невеждой, пророком и простым человеком, между мужчиной и женщиной.
Вера разнится с точки зрения присущей ей силы или слабости. У кого-то вера сильная, а у кого-то - слабая. Кто-то пропитан верой в истинном ее смысле, а кто-то остается верующим лишь внешне. У кого-то вера находится на уровне информации и убеждения, восходящих к услышанному, к размышлениям, у кого-то - на уровне знаний и убеждения, полученных визуально, а у кого-то она достигает уровня знаний и убеждения, опирающихся на душевное чувствование и внутренний опыт. Айаты и хадисы также указывают на существование различных степеней веры. Досточтимый Ибрахим попросил Аллаха показать, как Он оживляет мертвых. И на вопрос Аллаха: "Разве ты не веруешь?", который имеется в айате, он ответил: "Да, но чтоб сердце мое успокоилось (благодаря увиденному глазами)" (аль-Бакара, 260). Таким образом, дается понять, что после того, как он увидел, как Аллах оживляет мертвых, его вера стала сильнее, чем была прежде.
В Благородном Коране имеются и следующие айаты: "(каждая новая сура), приходя к верующим, всегда укрепляет их веру" (ат-Тауба, 124); "Он - Тот, Кто ниспослал духовную силу в сердца верующих, дабы могли они прибавить веры к вере своей" (аль-Фатх, 4); "Верующие лишь те, чьи сердца трепещут при упоминании Аллаха. А когда пересказывают им послания Его, преумножают они веру свою" (аль-Анфаль, 2). Айаты и хадисы с таким значением гласят о том, что вера по своей силе может иметь разные степени в зависимости от глубины проникновения в сердце, и что ей присуща способность возрастать или уменьшаться.
Краеугольные камни веры таковы:
Вера в Аллаха
Вера в ангелов
Вера в Писания
Вера в пророков
Вера в Грядущую жизнь
Вера в судьбу и предопределение.