В чем причины необходимости молитвы для человека

Editor

10 сентября 2010 г.

В чем причины необходимости молитвы для человека

Уверовавший человек не ограничится одним лишь мышлением веры, а станет искать связи с той сущностью, силой или формой бытия, в которую он уверовал. В случае веры в Аллаха одной из таких форм связи является молитва Аллаху. В основном источнике ислама, Коране, о молитве говорится многократно и с разных сторон. В принципе, уже сам факт того, что Коран начинается с молитвы и завершается им же, говорит о его значении в исламе. Начальная сура Корана "аль-Фатиха" призывает человека к благодарности Аллаху, о том, чтобы поклоняться ему одному, просить о помощи только у него одного. В просьбе говорится еще и о том, чтобы Аллах направил человека на истинный путь и уберег его от пути ложного, того, в который впали люди заблудшие1. Последняя сура Корана (ан-Нас, 114-ая) говорит о том, чтобы во всех случаях, связанных с трудностями, стоящими перед верующим, следует прибегать к помощи Аллаха, искать прибежища у него2. В то же время Аллах подчеркивает роль молитвы как формы обращения к Нему с просьбой. Он говорит так: "Скажи: Аллах бы вами озабочен не был, если б к Нему вы не воззвали, - ведь ложью ва сочли (знамения Его), теперь раслаты вам не избежать!"3. А еще в Коране Аллах прямо говорит о том, чтобы молиться ему (обращаться к нему с просьбой о помощи). И говорит, к примеру, так: "Ко Мне взывайте, Я отвечу"4. В другом айате Аллах говорит: "Нет бога, кроме него. Молите его, относя религию (веру) только к нему одному". А еще Аллах говорит так: "Молитесь скрытно, обращаясь c мольбой к Господу своему" и "Боясь (остерегаясь его) и надеясь на него, молитесь ему"5.

И в хадисах Посланника Аллаха о молитве говорится много, подчеркивается ее роль и значение в вере (религиозной жизни). В одном их хадисов он говорит о молитве "как сердцевине поклонения (службы)". Так подчеркивается значение молитве в системе веры. В другом хадисы он напрямую приравнивает молитву поклонению (службе), говоря, что "молитва - это служба". Разумеется, это не стирает отношения между ними, оно лишь подчеркивает неразрывный характер молитвы и поклонения (службы). А еще Пророк Мухаммад говорит: "Нет ничего выше для Аллаха, нежели молитва"6. Так молитва сближает человека с Аллахом, приближает его к Нему.

Если в этом вопросе взять в единстве айаты Корана и хадисы Пророка, то можно обнаружить полное  совпадение по всем моментам (это совпадение, впрочем, имеет место и во всех других темах и вопросах). Аллах настаивает (в айатах Корана) на молитве, настояно рекомендуя ее человеку. В ответ на это, продолжая эту мысль Корана, Посланник Аллаха подчеркивает роль и значение молитвы для веры. В то время как вера связывает человека с Творцом (Аллахом), его действия в практической форме реализуют эту связь. Молитва поддерживает эту связь, взывая к поддержке и помощи Аллаха во всех случаях его практической деятельности, когда сама деятельность развертывается по пути, намеченной Аллахом.

Если рассматривать молитву в связи с верой, то, в рамках деятельности (деятельностного подхода), ее можно оценить в системе потребностей и желаний, связанных с аспектами земной и будущей жизни.

Коран о мотивах (причинах), направляющих человека на молитву. В Коране говорится о различных мотивах, которые в общем случае можно отнести на указанные выше две группы (в рамках земной и будущей жизни). Рассмотрим их в отдельности.

Потребности и желания. По какой бы причине это ни было, потребности и желания (влечения), до тех пор, пока они не найдут своего удовлетворения, продолжают оказывать свое давление на человека7. Если они не удовлетворяются длительное время, то в организме намечаются изменения, ведущие к психическим и физическим расстройствам. Это связано с тем, что потребности и желания (влечения) замолкают лишь с их удовлетворением. Другого пути для этого нет.

Потребности и желания, проходящие в молитве в Коране, можно отнести на две группы: а. связанные с земной жизнью, б. связанные с будущей жизнью (ахиратом).

а. Потребности и желания, проходящие в молитве в Коране и связанные с земной жизнью.

О них можно говорить, начиная с последних трех айатов "Открывающей" суры Корана ("аль-Фатихи"):

"5. Тебе поклоняемся мы и к Тебе взываем о помощи!

6. Веди нас путем прямым!

7. Путем тех, кого облагодетельствовал Ты, (но) не тех, которые (подпали под) гнев (твой) и (были) заблудшими" (1/5-7).

Речь идет о человеке, который избрал веру, уверовал в Аллаха и свое следование, послушание и преданность ему демонстрирует поклонением (служением), в чем, собственно, и дает слово. Уверовавший принимает величие и всесилие Аллаха, осознает его в полной мере и отвечает на него своим соответствующим поведением. В этих айатах человек, осознавая свое положение как служителя Аллаха, просит содействовать ему в том, что связано с этим его положением служителя Аллаха. То есть он начинает перечислять положения, выполнение которых является необходимостью для него и успех которых может быть обеспечен лишь в случае поддержки его усилий со стороны Аллаха. То есть человек, как уверовавший, чтобы оставаться на пути Аллаха и не сходить с него, просит помощи у Аллаха, говорит о том, что нуждается в ней и его содействии в целом. Это можно сформулировать и так, что человек не остается на позициях некой общей просьбы о помощи. Он начинает перечислять те ее конкретные пункты, в которых испытывает непосредственную потребность.

Эти соображения о конкретном характере помощи от Аллаха, приводимые на язык, вносят в молитву непосредственность и жизненность. Человек просит у Аллаха то, в чем он нуждается в самом деле, что для него являеться жизненно важным в данной конкретной ситуации и при данных жизненных и исторических обстоятельствах. Так, в другом случае высказывается такая просьба (мольба): "Господь, мой! Сделай этот город надежным городом, накорми различными продуктами тех (из его жителей), которые уверовали в Аллаха и последний день"8. Досточтимый Ибрагим вместе с женой Хаджар совершили эту молитву, когда оставили младенца-сына Исмаила на том месте, где сейчас находится Мекка.

Можно говорить о двух моментах в этой молитве, которые привлекают внимание с точки зрения основных потребностей человека. Один из них связан с потребностью человека жить в надежном (безопасном) для него месте, второй - в просьбе о продуктах питания, которые совершенно необходимы человеку для его существования и жизнеобеспечения.

Еще один пример просьбы к Аллаху, молитвы в его адрес, связанный с потребностями земной жизни, проходит в Коране в связи с обращением к Аллаху посланника Закарийа. Он говорит так: "Господь, мой!.. Дай мне от Тебя чистое продолжение (рода моего)! Ты тот, кто слышит молитву"9.  

Как всем это хорошо известно, человек порой остается в этой жизни в совершенно безвыходной ситуаци, доставляющей ему горечь и страдания. В этих случаях Аллах предлагает обращаться к Нему и просить у Него помощи и поддержки. Два примера иллюстрируют это положение. Первый из них связан с просьбой досточтимого Йакуба в связи с событием, приключившимся с его сыном  Йусуфом. Йакуб говорит: "...А теперь (мое дело заключается в том), чтобы быть терпеливым. (Чтобы вынести то, что) вы мне сказали, следует только просить помощи у Аллаха"10. Второй пример - это молитва досточтимого Айюба11. Будучи раненным, он взмолился: "Меня коснулась беда. Ты самый сострадательный из сострадательных"12...

б. Потребности и желания, проходящие в молитве в Коране и связанные с будущей жизнью (ахиратом).

Для человека уверовавшего потребности и желания не ограничиваются одним лишь этим миром. Ибо есть еще и будущая жизнь (ахират). Потому потребности и желания человека продолжаются и на будущую жизнь, рапространяются также и на нее. В соответствии с тем знанием, которое приводится в Коране, в том числе и относительно ахирата (будущей жизни), делается совершенно очевидным, что у человека есть ожидания и от будущей жизни, которые он высказывает в своих молитвах.

 В Коране приводится молитва человека, с которой он обращается к Аллаху с просьбой о вхождении в рай. Говорится так: "Господь, наш! Дай нам то, что ты обещал своим посланникам13. Не оставляй нас в позоре (не посрами нас) в Судный день"14... Человек уверовавший верит в рай так же, как и в ад. Об этих формах жизни, скажем так, он узнает из Корана. По этой причине его прошение рая у Аллаха связано с одновременным прошением отдаления его от ада. И этот мотив является характерным для всего Корана. К примеру, жена Фараона просит Аллаха защитить ее от Фарона и устроить ее в раю. В Коране об этом говорится следующим образом: "...Господь, мой! Построй мне дом возле себя, в раю, избавь меня от Фараона и его злодеяний"15. Так жена Фараона молит Аллаха о ниспослании ей избавления и счастливой будущей жизни.

В этом плане в молитве, касающей будущей жизни, выделяются, как отмечено, две темы (мотива). Одна из них связана с просьбой о направлении в рай, а другая - с тем, чтобы избежать наказания ада. Во втором случае человек со всей искренностью молит Аллаха о том, чтобы Аллах содействовал ему в его просьбе: "...Господь, наш! Избавь нас от наказания огня (огнем)!"... К этой теме Коран возвращается еще и описывая черты уверовавших людей. Они молят его так: "...Господь, наш! Отврати от нас наказание ада...".

В третьей части молитвы об ахирате (будущей жизни) высказывается прошение о милосердии (сострадании) и прорщении. Речь идет о том, что в жизни своей человек допускал пригрешения, не всегда в точности следовал рекомендациям и предписаниям Аллаха. За это ему будет предъявлен счет. Потому в молитве высказывается просьба о прощении. В ней опять же исходят из милосердия Аллаха, сострадательного его отношения к человеку. Прощение Аллаха открывает человеку путь в рай, а непрощение оставляет его в аду. Такое принципиальное раздвоение пути придает молитве совершенно особое значение... Уверовавший просит так: "Господь, наш! Прости меня, мать, отца и муминов (уверовавших) (прости всех нас) в расчетный (Судный) день!"16.

Всё это позволяет сделать тот обищий вывод, что мусульманин (уверовавший в Аллаха и его ниспослание - Коран), в каком бы трудном положении он ни был, имеет возможность обратиться к Аллаху с просьбой и просить его помочь ему. Средством для этого и способом выражения этой просьбы является молитва... В вопросе о грехе имеет место двоякое положение вещей: человек может совершить его совершенно сознательно, а может совершить и по незнанию. Это явление описывается в Коране на примере Адама и Евы, первых людей, созданных Аллахом. Речь идет об известном событии, связанным с запретным плодом. Съев от него, в силу обольщения их дьяволом, Адам и Ева вступили в грех. Осознава это, они взмолились: "Господь, наш! Мы наказали самих себя! Если ты не простишь нас и не станешь сострадать нам, то мы, безусловно, (будем) из тех, которые понесут потери"17.

Из этого примера следует, что каждый человек может совершить ошибку. Порой это вообще становится неизбежным. Значит за нее надо просить прощения. Независимо от времени, человек, осознавший свою ошибку, может вернуться к ней, сожлеть о ней и просить за нее прощения у Аллаха. Это становится понятным из всей его молитвы.

Из молитв, имеющих своей темой ахират (будущую жизнь), еще один их вид связан с прошением о том, чтобы Аллах не отдалял сердца от той истины, которую они обрели. Речь идет о том, что человеку свойственно колебание в вопросах, относительно которых он добился истинного знания. В других случаях он подпадает под действие неосознаваемой до конца воли, в силу чего совершает поступки, которые потом не разделяет и не оправдывает сам. Потому человек и просит (молит) Аллаха о том, чтобы он поддержал его на своем пути после того, как он обрел его. Точнее, после того, как Аллах направил человека на него. В Коране об этом говорится так: "Господь, наш! Не искривляй наши сердца после того, как ты направил нас на верный путь"18.

Еще одним видом молитвы, направленным на будущую жизнь, является молитва, в которой человек просит Аллаха о том, чтобы Он не привлекал его к ответственности за то, на что у него не хватает сил и что оказывается выше его возможностей или каким-то образом не контролируется им. В Коране об этом говорится так: "Господь, наш! Не привлекай нас к ответственности за нечто позабытое нами или совершенное по ошибке! Господь, наш! Не нагружай нас свыше наших сил подобно тому, как ты делал это по отношению к тем, которые были до нас! Прости нас, смилуйся над нами, будь сострадательным по отношению к нам! Ты являешься нашим мевланой (владыкой, хозяином, господином)! Помоги нам против общества кяфиров!"19.

Можно указать еще на одну особенность, связанную с прошением человека о помощи. Она, как кажется, носит совершенно общий характер и связана с человеческой природой (натурой). А заключается она в том, что во всех трудных положениях человек обращается за помощью к своему окружению. Это проистекает из социальной сущности человека, вся жизнь и деятельность которого реализуется в системе общественных связей. В этом случае просьба о помощи и содействии направляется как в сторону окружающих человека людей, так и к силам, которые стоят над ним и скрыты от него. Именно такой силой является Аллах. К сожалению, человек обращается не только к Аллаху, но и к другим силам, принимая их за равные Аллаху. Аллах предупреждает не делать этого, поскольку единственной реальной силой, влияющей на человека и направляющей его, является Он сам и никто другой больше. Никакого другого бога, который бы еще влиял на человека и у которого он мог бы или должен был бы просить о помощи, просто не существует. Так Аллах остается единственным и единым Богом для всех людей. Только ему одному надо поклоняться и только у него одного надо просить о помощи. Этой идеей открывается Коран. Она формулируется, как отмечено, в "Открывающей" суре Корана - "аль-Фатихе"...

Итак, в природе у человека просить о помощи во всех трудных случаях жизни. Конечной, так сказать, инстанцией в этом вопросе является Аллах. Эта просьба и находит себя, как отмечено, в молитве. "Молитва же является признанием потребности"20. У человека не всегда достаточно сил для их удовлетворения. Потому он обращается к Аллаху с просьбой о помощи и содействии. Аллах является единственной реальной силой, способной на деле помочь человеку. Все другие силы, к которым порой обращается человек за помощью, являются мифическими и фантастическими образами. У них нет никакой силы и ничем они человеку помочь не в состоянии...

Поскольку с потребностями человек связан в течение всей своей жизни и их удовлетворение является для него жизненной необходимостью, постольку и Коран придает этому вопросу важное значение. Потому во всех трудных случаях указывается действительный источник разрешенеия трудностей - помощь Аллаха. Так выражающая и формулирующая ее молитва становится частью служения (поклонения) Аллаху.

Молитва говорит еще и о том, что человек остается в связи с Аллахом в течение всей своей жизни и в каждом данном ее моменте. В этой связи он остается еще и зависимым от Аллаха. Только Аллах оказывается реальным конечным пуктом разрешения его проблем и вопросов во всех случаях неразрешимости их для него с помощью его собственных усилий.

Как итог формируется общая принципиальная идея поклонения в контексте молитвы. Она связана с признанием того, что при исчерпании всех форм содействия человеку остается еще одна. Это - Аллах! Поскольку Аллах существует всегда и находится в постоянной живой связи с человеком, постольку даже исчерпание всех возможностей в вопросе о помощи человеку не затрагивает основного источника - помощи от Аллаха. Потому увровавший человек никогда не теряет своей надежды, ибо всегда сохраняется надежда на Аллаха. Так в человеческую жизнь и сознание входит могучая сила от веры - сила Аллаха, способного во всем поддержать человека и содействовать ему...

Приведеные положения позволяют конкретизировать некоторые особенности ситуации, связанной с молитвой. В свою очередь, они естественным образом влияют на саму молитву в плане тех соображений, которые высказываются в ней.

Положение, связанное с беспомощью и безвыходностью, если рассматривать его в обшем виде, складывается в результате несоответствия методов и средств (из числа имеющихся на руках) характеру решаемой задачи. Это вынуждает человека обращаться с молитвой к Аллаху, прося у него помощь и поддержку. Молитву, проходящую в этом плане в Коране, можно отнести на три группы: 1- молитва, которая совершается в трудное и бедное время; 2 - молитва, которая связана с неожиданными событиями (явлениями); 3 -  молитва, совершаемая в безвыходных случаях жизни.

         

а. Молитва, которая совершается в трудное и бедное время. Аллах, создавший человека и прекрасно знающий его способности и наклонности, знает и том, что в трудные моменты жизни о станет просить о помощи. Вся речь, как отмечена, о том, что верная ориентация в этом вопросе связана с признанием того, что вне человека, - то есть если помощь не приходит от человека или человек оказывается неспособным на нее, - помощь может прийти только от Аллаха. С учетом этого характера обстоятельств, связи Аллаха и человека и зависимости человека от Аллаха, в Коране говорится: "В какую бы страну (общину) мы ни направляли своего посланника, чтобы (люди) просили и молили, мы обязательно сжимали их бедностью и трудностями"21... Когда человек попадает в трудное положение, он начинает искать пути выхода из него, перебирая все имеющиеся возможности. Так он приходит к Аллаху... Но когда он выходит из трудностей, он, зачастую, вновь забывает об Аллахе и начинает относить свои обретения за свой счет. Аллах напоминает ему об этом в Коране и говорит так: "Когда на человека сваливается нечто худое, он, ложась на бок, сидя или стоя на ногах, начинает молиться нам. Но когда мы устраняем его трудноть, он проходит мимо, словно бы и не молился нам по поводу коснувшейся (этой) его трудности"22. Как следует из айата, речь идет о постоянном характере молитвы. В свою очередь, само это постоянство есть условие постоянного осознания Аллаха. Это очень важное условие. Оно позволяет держать живым сознание об Аллахе, само которое, со своей стороны, отражает постоянную связь Аллаха с человеком...

          Б. Молитва, которая связана с неожиданными событиями (явлениями). Неожиданные события нельзя планировать. Но когда они наступают, если ничего другого больше не остается, то остается еще молитва Аллаху. Коран говорит об этом, к примеру, так: "(Представьте себе, что) вы находитесь на судне. Когда судно берет людей (своих пассажиров) с приятным ветром, (они) радуются этому. Но когда на судно вдруг наваливается бушующий шторм (ураган) и на него обрушиваются волны, окружая его со всех сторон, когда кажется (что уже нет спасения), - они признают веру (религию) относящейся только к Аллаху (отказываются от других богов и посредников), начинают молить Его (молиться Ему). Они говорят так: "Клянемся в том, что если ты избавишь нас от этого (бедствия, мы станем людьми благодарными и поклоняющимися тебе)"23.

В. Молитва, совершаемая в безвыходных случаях жизни. Безвыходность порой оказывается неизбежным элементом жизни. В таких случаях человек, молясь, призывает Аллаха к себе на помощь. К примеру, когда болезнь досточтимого Айюба стала прогрессировать, причиняя ему страдания, он обратился к своему Господу (Аллаху) с такой молитвой: "(Господь, мой) Это горе коснулось меня, ты самый сострадательный из сострадательных"24... Когда посланник Муса оказался в безвыходном положении перед своей общиной, он взмолился Аллаху так: "Господь, мой! Я оказался поверженным, помоги мне!"25...

Молитва, направленная в адрес Аллаха в безвыходных положениях, зачастую остается единственным средством для выхода из них. К тому же она всегда, что называется, "под рукой". В молитве Аллах слышит человека. А поскольку Он еще и милостивый и милосердный, постольку в молитве всегда есть сила, содействующая человеку в его безвыходности. Это сознание всегда должно быть присуще человеку...

В заключение подчеркнем следующее. В натуре человека, его духовной (духовно-нравственной) природе заложен целый ряд способностей (наклонностей). В нашем случае можно указать на такие из них, как наклонность к связи с людьми, защите и самозащите, оказание сопротивления (сопротивляемость), стремление к надежности и безопасности, поиск поддержки и помоши и опора на них и др. В таком случае стремление к Аллаху в безвыходных положениях и расчет на его помощь и поддержку является мерой совершенно естественной и необходимой...

لَقَدْ مَنَّ اللّٰهُ عَلَى الْمُؤْمِن۪ينَ اِذْ بَعَثَ ف۪يهِمْ رَسُولًا مِنْ اَنْفُسِهِمْ يَتْلُوا عَلَيْهِمْ اٰيَاتِه۪ وَيُزَكّ۪يهِمْ وَيُعَلِّمُهُمُ الْكِتَابَ وَالْحِكْمَةَۚ وَاِنْ كَانُوا مِنْ قَبْلُ لَف۪ي ضَلَالٍ مُب۪ينٍ ﴿164)
Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Аллах уже оказал милость верующим, когда отправил к ним Пророка из них самих, который читает им Его айаты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости, хотя прежде они находились в очевидном заблуждении.
(Али Имран, 3/164)