Подражание или пример?

Editor


Подражание или пример?

Образ жизни и степень нравственности Пророка Мухаммада очень важны с точки зрения веры, которую он оповещал. Между качествами Пророками до и после пророчества каких-либо различий или изменений не существовало. Это показывает на соответствие его нравственности с нравственностью, указанной в Коране. Например среди людей он был известен честностью, верностью своему слову и доброжелательностью и в результате заслужил имя "Мухаммад аль-Амин".

C каждым днем мы все лучше осознаем ценность быть "человеком" и поэтому необходимо еще раз подчеркнуть, что Пророк в первую очередь был человеком, а только после этого пророком. Если не желаем ограничивать Ислам и Пророка Ислама определенным временем и культурой, мы обязаны понять неограниченность его универсального послания во времени. Обязательным условием для становления настоящим мусульманином является прежде всего - быть хорошим человеком. А для этого нужно иметь перед собой хороший образец.

Явление Пророка Мухаммада человеком-моделью в становлении идеальной личности требует универсальных размеров его характерных качеств. Потому что характерные принципы человека-модели должны иметь возможность анализа в более широкой перспективе, чем традиционная культура. Это означает, что в одинаковом для всех людей смысле, явление рабом божьим, несмотря на различие религий и верований, необходимо прежде всего быть "человеком".

Если посмотреть с точки обучения и становления высоких личностей пророков, то видно, что они были способны всегда достигнуть высшей степени. Следует напомнить, что Пророк Мухаммад до получения вахйа имел данные качества и длительное время провел среди соплеменников. Личность - это "воспитанием придать форму врожденным особенностям и привести это в привычное состояние"; поведение - отражение привычек человека в угоду его общественного положения. Пророк Мухаммад и до пророчества был обладателем высокой личности. В исторических документах имеется множество примеров этому. Даже если бы ему и не было предсказано вахйем честность, он и так был честным, справедливым, доброжелательным, не пользовалься ложью, стоял на своем слове, тонко и понятливо относился к женщинам, с любовью покровительствовал всем детям. Данные признаки явились причиной указа Корана его личности, как примерного образца для всех людей.

Ниспослание вахйа позволило его личности достигнуть самой высшей степени. Но, если предположить, что человек неимеющий никаких качеств личности только после ниспослания вахйа достиг высшей степени, то тогда мы все будем вынуждены ожидать прибытие вахйа к каждому по отдельности.

Как известно мусульмане на протяжении веков не делали отличий в деле принятия за примерный образец и модель подражания. Причиной этому служила невежественность и предпочитание легкого пути. Только вот в любви к Пророку нужно знать и понять настоящий смысл его жизни, личности, основные принципы свободные от всяких выдумок. Потому что настоящая любовь требует ответственности. Правильный путь восприятия образца проходит через осознаную любовь.

Думаю что будет полезным привести несколько примеров из естественных признаков, оставленных нам его качеством быть человеком, переплетение их с правдой в истории и выражения Корана по этому поводу, которые в лице Пророка стали символом для людей:

Основным и явным показателем явления высокой личности является честность. Честный будет добропорядочным, добропорядочный будет набожным, а набожный правоверным и тогда при словах: "Правоверный не говорит неправду" невозможна ложь. Даже многобожники курайшиты, которые не принимали его послание, не впали в сомнение относительно честности Пророка. Однажды на Бадрской дороге Ахнас б. Шарик сказал Абу Джахлу следующее: "О Абу-ль-Хакем, здесь кроме нас двоих никого нет и никто нас не услышит. Скажи мне свое мнение о Мухаммаде, он честен или же лжец?", на что Абу Джахл ответил:

"Клянусь Аллаху, что Мухаммад всегда говорит правду и ни в коем случае не прибегает к лжи!"

Умм аль-му'минин Хадиджа опровергнув предложения о заключении брака даже самых знатных лидеров племен, сама - очаровавшись его нравственностью и личностью - сделала предложение Пророку и при первом ниспослании вахйа сказала:

"О Мухаммад! Тебе не стоит испытывать никакого страха или сомнения, ни в коем случае не печалься! Аллах не позволит такому рабу, как ты, испытывать стыд. Я знаю, что ты всегда говоришь правду, поддерживаешь отношения с родственниками, оказываешь помощь бедным, двери твоего дома всегда открыты для нуждающихся и немощих, ты не оставляешь без заботы попавших в бедственное положение. Будь стойким. Клянусь Аллаху, я надеюсь на то, что ты будешь пророком этих людей."

Пророк Мухаммад человек, который больше всех похож на нас и ближе всех к нам. Несмотря на то, что был послан на милость мирам, никогда не считал себя выше других. Даже перед яростными обожателями он не терял простоты души и самообладания, и при этом говорил им: "Не переусердсвуйте восхваляя меня, подобно христианам которые принимают Ису за сына Аллаха. Я всего лишь раб божий. Вы тоже говорите обо мне 'Раб божий и Посланник Аллаха".

Пророк, несмотря на то, что являлся пророком двух миров, сам исполнял свои личные дела. В одном из преданий говорится следующее: у Аишы спросили "Чем занимается Пророк дома?", на что она ответила: "То же, что и все остальные люди. Штопает свою одежду, чинит обувь, доит овец, сам исполняет свои дела."

Он никогда не делал различий между людьми и всегда приводил наставления об ошибочном поведении тем, кто позволял себе подобное:

"Твердо знайте, араб не обладает превосходством над неарабом, а неараб не имеет преимущества над арабом. Ни в коем случае ни один белый не выше смуглого, и ни один смуглый не выше белого. Превосходтво между людьми только в степени их набожности."

Пророк наряду с упрощаением старался и прощать, конечно же и последователям советовал поступать подобным образом. Доказательством этому служат его образ жизни, речи, слова и айаты из Корана. Пророк приследовал следующую цель - в рамках повелений и наставлений Аллаха украшать вместе со своей жизнью и жизнь других.

Пророк на протяжении всей жизни постоянно проявлял заботу о женщинах, невольниках, пленниках, детях и животных.

И обязательно терпение! Терпение необходимое условие для всех благих начинаний. Пророк обладал незаурядным терпением. Только при смерти сына Ибрагима увлажнились погруженые в печаль его глаза и он повел себя вполне естественно, как отец, как любой из нас. Эта естественность не только показала нам, как неизмеримо глубоко горе родителя при потери ребенка, но и то, что мужчины тоже могуть плакать и вместе с этим беспрекословное подчинение воле Аллаха. Своим печальным видом и состоянием Пророк показал нам, что правоверному не подобает бурно проявлять свои чувства и следует всячески избегать подобного поведения. Пояснил нам, что возле вечного не следует сильно привязываться к проходящему (мирскому). Также указал на ошибку и опасность выражения протеста Породителю в причитаниях и соблюдении длительного траура. Известный ориенталист М.Ватт говорит: "Современники Пророка Мухаммада не признавали никакого недостатка или ошибки в нем". Они не признаны и впоследствии, через несколько веков. И не будут признаны! Потому что его нравственность - это Коран, и его нравственность восхвалена в Коране.

Заключение:

Явление Пророка таким же человеком, как и мы является вспомогательным аргументом в правильном восприятии Его, а превосходство над нами помогает сильнее полюбить его. К тому же, наряду с любовью к Пророку следует искренне призадуматься, при каких условиях он нас полюбит и придвинув зеркало к себе смело посмотреть, насколько мы походим на эту превосходную личность. И еще подумаем так: он был с нами, а мы насколько с ним. Мы видели его иногда как ласкового отца, иногда как наставника, иногда как авторитетного руководителя, иногда как справедливого супруга. А мы, живя в двадцать первом веке и так далеко удалившись от него в отношении времени, сумеем ли быть для него дочерью как Фатима, дитем как Али, прислуживающим как Зайд, другом как Абу Бакр, спутником по жизни как Хадиджа? Или же, если бы он был на нашем месте, то в условиях данного времени каким образом бы претворял в жизнь наставления и правила Корана! Если б нам посчасливилось находится подле него, то на кого бы мы походили из числа окружающих? Заново поместив эту само критику в голове, правоверные сделают огромный шаг вперед в возобновлении знаний, в следовании сунне и правильного восприятия Пророка.


وَالَّذ۪ينَ اٰمَنُوا بِاللّٰهِ وَرُسُلِه۪ٓ اُو۬لٰٓئِكَ هُمُ الصِّدّ۪يقُونَۗ وَالشُّهَدَٓاءُ عِنْدَ رَبِّهِمْۜ لَهُمْ اَجْرُهُمْ وَنُورُهُمْۜ وَالَّذ۪ينَ كَفَرُوا وَكَذَّبُوا بِاٰيَاتِنَٓا اُو۬لٰٓئِكَ اَصْحَابُ الْجَح۪يمِ۟ ﴿19﴾
Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Уверовавшие в Аллаха и Его посланников - это правдивейшие люди. А павшие мученики находятся возле своего Господа, им уготованы их награда и их свет. А те, которые не уверовали и сочли ложью Наши знамения, являются обитателями Ада.
(аль-Хадид, 57/19)