Имя Ахль аль-Бaйт до Ислама использовалось как название племени, ответственного за идолов, находящихся внутри Каабы. Затем данный термин нашел применение в более широком масштабе, наряду с религиозным значением применялось в сфере защиты города и делах по управлению города. Таким образом термин употребляли в политическом значении. Ахль аль-Бaйт применялось в отношении племен, исполняющих религиозные и политические обязанности , связанных с Бейтуллахом "дом Аллаха" в Мекке.
Термин Ахль аль-Бaйт сохранил свой религиозный и политический статус от периода Джахилийа вплоть до завоевания Мекки. Мусульмане после завоевания Мекки прибрали к рукам религиозное и политическое правление. Отныне, с этой даты, изменилось и значение Ахль аль-Бaйта. Так как, с завоеванием Мекки перестали существовать идолы в Каабе, племя Курaйш лишилось статуса Ахль аль-Бaйта, а "дом Аллаха" Кааба - бaйтуль алиха и мекканцы - ахли алиха. Таким образом термин Ахль аль-Бaйт полностью лишился смысла периода Джахилийа и перешло в изначальное значение на арабском языке, которое означает "члены семьи". Во время оповещения Ислама, термин Ахль аль-Бaйт проходит в трех сурах Корана - два в Мекке и одно в Медине - и применяется в первоначальном, т.е. в словарном значении "члены семьи".
После шахидства досточтимого Османа и политические события, связанные с этим, послужили причиной возникновения внутреннего раскола среди мусульман, а внутренний раскол различию во взглядах и раздроблению на группы. Вначале данные события появились как политические, а впоследствии перейдя в догматические и нравственные размеры послужили возникновению различных религиозных группировок. Вот после этого термин "Ахль аль-Бaйт" в шиитских и суннитских кругах, основываясь на Коране и хадисах, принял совершенно другое, ранее не используемое, значение. С тех пор, термин Ахль аль-Бaйт стал восприниматься в различных значениях: в одних кругах - Пророк Мухаммад и члены его семьи; в некоторых кругах - только досточтимый Али, досточтимая Фатима, досточтимый Хасан, досточтимый Хусейн и их потомки; в других кругах - двенадцать безвинных имамов, из рода Зейнеля Абидина, сына досточтимого Хусейна и его супруги иранки, и последователи этих двенадцати имамов; и в других кругах - по случаю принадлежности к роду Пророка Мухаммада, имеющие звание сейиды и шарифы.
Выражение "Ахль аль-Бaйт" проходит всего лишь в трех сурах Корана. Из них: в суре Худ[1] - члены семьи досточтимого Ибрахима, особенно его супруга; в суре аль-Касас[2] - семья досточтимого Мусы, особенного его мать; в суре аль-Ахзаб[3] - супруги Пророка Мухаммада, бывшие при жизни во время снисхождения данной суры. В придачу к этим сурам еще и 23-ый айат суры аш-Шюра считается в связи с Ахль аль-Бейтом в 33-ом айате суры аль-Ахзаб.
"Жены Пророка! Вы- не такие, как обычные другие жены, - если вы гнева Господа страшитесь, в своих речах не будьте ласково-любезны, чтобы в каком-нибудь (мужчине), не воспылало вожделенье (к вам). Ведите разговор пристойно. В домах своих покойно пребывайте и не кичитесь украшеньями невежества времен[4], творите ритуальную молитву, и правьте очистительную подать, Аллаху и посланнику Его послушны будьте, - ведь Он лишь хочет снять с Вас скверну, (очистить) дом его семьи, и всех вас полным очищением очистить. Вы вспоминайте (и другим) передавайте то, что из знамений и мудрости Аллаха зачитывают вам в ваших домах, - ведь благосерден Аллах и ведуш!"[5]
Существует два совершенно различных взгляда о причинах ниспослания 28-34-ых айатов суры аль-Ахзаб и многие предания сходятся по этой теме обусловленны на данных двух основных суждениях.
По преданию благославенной Аишы, переданного Бухари, благославенная Аиша сказала: "когда женам Посланнику Аллаха было предложено сделать выбор между ним и мирскими благами, Пророк сначала пришел ко мне и сказал ‘Аиша, я расскажу тебе об одном уведомлении, но не спеши с ответом и даже обсуди это с родителями и только после этого сообщи мне свое решение'. Затем прочитал мне айат "О Пророк, скажи своим супругам: 'если вы жизни ближней и прикрас ее хотите, то приходите: я доставлю радость вам и отпущу с достоинством и честью (на свободу)... Я сказала, ‘что мне обсуждать с родителями? Без сомнения, я предпочитаю Аллаха и Его Посланника.' После моего ответа Пророк по очереди навестил и других жен. Все, без исключения, остановили свой выбор на Аллахе, Пророке и загробной жизни".[6]
За основу второго взгляда принимается следуюшее предание, известное как "хадис киса": Пророк находился в доме супруги Умму Саламы. Дочь Фатима пришла с посудиной, в которой находилась еда из мяса и муки. Пророк попросил Фатиму позвать досточтимого Али и сыновей Хасана и Хусейна и всем вместе разделить трапезу. Фатима пошла и позвала их. Когда они пришли, все вместе сели за еду. Во время еды был ниспослан айат: "... Ахль аль-Бaйт! ведь Он лишь хочет сныть с Вас скверну, (очистить) дом его семьи, и всех вас полным очищением очистить". Пророк Мухаммад взяв под свою широкую верхнюю одежду (киса) досточтимых Али, Фатиму, Хасана и Хусейна сказал: "Вот это мой Ахль аль-Бaйт и самые близкие" и вслед за этим вознеся руки к небесам начал молить Всевышнего: "Всемогущий Аллах, храни их от всяких бед и нечистот!" Тогда Умму Салама просунула голову из-за занавески и сказала: 'О Посланник Аллаха, каково мое положение?', на что Пророк ответил: "Ты в заслуженном месте".[7]
Данный айат, в единстве с сийак и сибак, полностью относится к супругам Пророка. Ибн Аббас (у.68/687), Икрима (у.104/722), Ибн Джабир ат-Taбери (у.310/922), Имам Матуриди (у.333/944), Кады Абдулджаббар (у.415/1025), Замахшари (у.534/1143), Kуртуби (у.671/1272), Kады аль-Бейдави (у.685/1286), Несефи (у.710/1310), Хазин (у.741/1341), Ибн Кесир (у.774/1372) - единогласно считают, что здесь под Ахль аль-Бейт подразумеваются супруги Пророка Мухаммада[8].
По мнению другой части толкователей Корана: "айат подразумевает супруг Пророка и членов его семьи досточтимых Али, Фатиму, Хасана и Хусейна" и вместе с ними по причине замужества двух дочерей Пророка Мухаммада Умму Гульсум и Рукийе данный айат охватывает и досточтимого Усмана, заслужившего прозвище зиннурейн, и их детей. Например Элмалылы М. Хамди Языр сказал: как явялются из Ахль аль-Бaйта внуки Пророка досточтимые Хасан и Хусейн, так и досточтимый Али, который вырос в доме Пророка и затем проживая там вместе с досточтимой Фатимой заслужил особый статус. Поэтому он тоже считается из Ахль аль-Бaйта. Но принадлежность их к Ахль аль-Бaйту не является препятсвием для других дочерей и их детей тоже быть из Ахль аль-Бaйта. Напротив, их тоже надо принимать за Ахль аль -Бaйт.[9]
По мнению части толкователей Корана, большинство из которых являются шиитами, данный айат относится не к супругам Пророка, а только к его прямым потомкам досточтимым Али, Фатиме, Хасану, Хусейну и двенадцати имамам, которые происходят из их рода.
По мнению, основанному на суждении Табиун Абу Саид аль-Худри, Муджахид (у.103/721) и Катади (у.117/735) в этом айате под Ахль аль-Бaйт подразумеваются только досточтимые Али, Фатима, Хасан и Хусейн. Потому что наличие в айате местоимения "кум" выражает множественное число мужского рода. В случае, если бы в айате подразумевались супруги Пророка Мухаммада, то было бы использовано местоимение множественного числа женского рода.[10]
{overlib linktext="@info@" text="полностью текст см. журнал Marife , В Коране "Ахль аль-Бaйтt", Проф. М. Зеки Думан, год 4, номер 3, зима 2004." title=""}
[1] Худ, 11/73.
[2] аль-Касас, 11/73.
[3] аль-Ахзаб, 33/33.
[4] В последние годы экономическое положение мусульман улучшилось. Но материальное положение Пророка было определенным, он имел возможность обрадовать своих жен определенным количеством мирских благ и драгоценностей. Мирские блага были созданы для человека и особенно для правоверных (аль-Араф, 7/32) и притягательны для людей (Али Имран, 3/14). Выставление напоках потребностей жен Пророка в украшениях, как и представителей всего пола, было бы неприличным. Поэтому, они, пожаловавшись на недостаточное использование мирскими благами и украшениями, потребовали увеличения своей доли и этим поступком довольно таки глубоко ранили Пророка Мухаммада. После данного события, как единое целое, были ниспосланы эти айаты (Муслим, Талак 29/1478; Табери, Тафсир, XXI/99 и др.; Вахиди, Асхабун Нузил, стр. 203; Ибни Кесир, Тафсир, VI/401 и др.) Земахшари сказал: "Аллах, как положено при их особом статусе, пригласил жен Пророка к довольствованию имеющимся и ниспослав особенные для них некоторые нормы и правила, пригрозил им" (Кешшаф, III/258).
[5] аль-Ахзаб, 33/32-34.
[6] Бухари, Тафсир, 33/4, 5, VI/22, 23.
[7] Муслим, Taлак, 29/1478; Табери, Джамиуль Бейан, XXI/99 и др.; Вахиди, Асхабун Нузул, стр. 203; Ибн Кесир, Tафсир, VI/401 и др.; Шейкани, Фетхул Кадир, IV/279.
[8] Для более детального суждения перечисленных лиц см. полностью статью.
[9] Элмалылы, Hak Dini Kur'ân Dili, Стамбул, VI/3892.
[10] Шевкани, Фетхул Кадир, İM/279.