Жизнь Посланника Аллаха, с какой бы стороны мы на нее ни взглянули, была и остается для человечества непревзойденным примером для подражания. Каждый человек, независимо от того, кто он и какое положение занимает, найдет в его жизни много уроков и назиданий для себя.
Он был выдающимся человеком, избранным Всевышним Аллахом. Он озарял своим светом все вокруг. Был и рабом, и посланником. Он родился и вырос в обществе людей, как и они, ел, пил, имел другие естественные потребности, поэтому был пророком, вышедшим из их же среды.
Он был послан ко всему человечеству. И явился последним пророком, "Хатемун-Набийин" - Печатью пророчества, пришедшим для того, чтобы человечество обрело счастье и радость. Ведь после него до самого Конца света уже не будет ни пророков, ни посланников. Поэтому Всевышний Аллах его физическое и духовное бытие облек в особое состояние. Прежде всего, он находился под покровительством Самого Всевышнего Аллаха. Пророку было дозволено и даже повелевалось без страха и смущения призывать к Истине. Об этом в Священном Коране говорится:
"О Посланник! Поведай [людям] то, что ниспослано тебе Господом. Если ты не сделаешь этого, то ты [тем самым] не передашь [людям] Его послания, а ведь Аллах оберегает тебя от людского [зла]. Воистину, Аллах не ведет прямым путем неверных" (аль-Маида, 5/67)
"О Пророк! Достаточно тебе и твоим последователям из числа верующих Аллаха [в качестве помогающего]" (аль-Анфаль, 8/64)
"Если же они возжелают обмануть тебя, то, воистину, довольно тебе Аллаха [в качестве покровителя]. Ведь это Он поддержал тебя и помощью и [доблестью] верующих" (аль-Анфаль, 8/62).
Его поклонение также было особенным. Например, ночной намаз "тахажжуд" был для его последователей поощряемым, а для негообязательным. Ему не разрешалось брать закят. Он так долго совершал намазы, что его благословенные ноги опухали. Он очень часто раздавал садака. А во время одного хаджа принес в жертву около ста верблюдов.
Еще одно, что отличало жизнь Пророка Ислама от жизни других людей - это его семейная жизнь.
Его многоженство имело свои причины и заключало много мудрости. Таким образом, женщина обрела ценность и уважение, которых она была лишена в обществе периода джахилии, кроме того, пример Посланника Аллаха показывал допустимость женитьбы на нескольких женщинах. Дозволив многоженство и разрешив женитьбу одновременно на четырех женщинах, Ислам поставил условием соблюдение справедливости. Так как Гордость вселенной находился под покровительством Самого Аллаха, его жизнь была чиста от грехов. Он не мог поступать так, как ему заблагорассудится. Из его уст нельзя было услышать пустых слов. Он никогда не следовал за страстями. Он говорил лишь то, что ему внушалось в откровении. То, что он знал, получал из откровений. Ведь Сам Всевышний Аллах воспитывал его. И только Он учил его всему. Сам Пророк был неграмотен. Но Всевышний Аллах дал ему все знания. Если бы не божественные откровения, он так бы и остался в невежестве и не смог бы совершить тех поступков, которые являются образцом для людей и учат их прекрасной нравственности. Об этом в Священном Коране говорится: "Не заблудился ваш собрат и не обольщен [демонами]. И речи он ведет не по прихоти [своей]: они (т. е. речи) - лишь откровение внушенное" (ан-Наджм, 53/2-4).
В 21 айате суры аль-Ахзаб говорится, что посланник Аллаха является для всего человечества наилучшим примером для назидания и подражания:
"Посланник Аллаха - образцовый пример для вас, для тех, кто возлагает надежды на Аллаха, [верит в приход] Судного дня и поминает Аллаха многократно" (аль-Ахзаб, 33/21).
"...Так берите же то, что даровал вам Посланник, и сторонитесь того, что он вам воспретил..." (аль-Хашр, 59/7).
Он был обладателем духовных уровней и степеней, которых не достигал никто из созданных. Он был пророком людей и джиннов и учил Корану и тех, и других.
Он был живым отражением Корана. Его нравственностью был Коран. И поэтому вся его семейная жизнь была наполнена сокровенным смыслом и мудростью. В Мекке он пользовался всеобщим уважением и любовью. Никто никогда не видел, чтобы он хоть раз сделал что-нибудь предосудительное. Он имел благородное происхождение. Его дед и дяди были служителями Священного Дома, Каабы.
Его внешний облик был совершенен. Красота Йусуфа меркла рядом с красотой Посланника Аллаха. Поэтому каждый мекканец с радостью выдал бы за него свою дочь.
Но, несмотря на такие возможности, его первой женой стала сорокалетняя вдова, имеющая детей, - досточтимая Хадиджа, которая была на пятнадцать лет старше его. Он прожил с ней двадцать пять лет. И у них родилось шестеро детей, из них - четыре девочки. Посланник Аллаха не брал других жен до самой смерти Хадиджи. Он стал многоженцем, когда ему было уже за пятьдесят. Каждый из этих браков имел свою историю и заключался по божественному повелению.
Гордость вселенной был очень счастлив в своей семейной жизни. Причиной этому было то, что он никогда не обижал своих жен и никогда не спорил с ними. Прожил с каждой из них счастливые и наполненные миром и согласием дни, несмотря на то, что все они отличалась друг от друга и возрастом, и характером, и взглядами на жизнь. Он относился ко всем ним одинаково. И поэтому каждая из его жен старалась завоевать еголюбовь. Он был источником любви в своей семье. Был внимателен к чувствам каждой из своих жен и никогда не обижал ни одну из них.
Был в высшей степени чуток и обходителен с ними. Был доброжелателен, а с лица его никогда не сходила улыбка. Он навещал их каждый день. Уделяя каждой из них время и внимание, беседовал с ними. Ведь тонкая и ранимая натура женщины требовала именно такого трепетного и внимательного отношения.
Благословенный дом Пророка Мухаммада был очагом веры и Ислама в полном смысле этого слова. Школой, где преподавалось благонравие и благочестие. А каждая из его жен являлась учителем по этим дисциплинам и Исламу. Все женщины приходили решать свои вопросы сюда, в эту школу. И большая часть из того, что говорил Посланник Аллаха о семейной жизни, дошла до нас именно благодаря им. Таким образом, Посланник Аллаха является наилучшим примером для подражания всему человечеству, а его жены стали бесценным примером прекрасной нравственности мусульманских женщин.
Посланник Аллаха был расположен к установлению родственных связей со своими ближайшими сахабами, которые больше всего помогали ему в деле распространения Ислама. По этой причине он взял в жены Аишу и Хафсу, дочерей своих ближайших друзей Абу Бакра и Умара. И выдал замуж за своих ближайших друзей Усмана и Али своих дочерей. Рукиййю и Умму Гульсум за досточтимого Усмана, а Фатыму - за досточтимого Али.
Пророк Мухаммад также проявлял сострадание к тем семьям, которые оставались без мужей и отцов, погибших в борьбе за веру. Он брал этих женщин под свое крыло и заботился о них и их осиротевших детях. Он оказывал им самое лучшее покровительство и защиту. Он никогда не оставлял их в одиночестве в этой борьбе за веру. И если было необходимо, он брал их под свою опеку путем женитьбы на них. В этом заключалась мудрость его женитьбы на Савде, Умму Саляме, Умму Хабибе и Зайнаб бинт Хузейма.
Некоторые браки Посланника Аллаха заключались по политическим и социальным мотивам. Его женитьба на дочерях глав больших родов становилась причиной принятия ими Ислама. Благодаря этим бракам, злоба и враждебность к мусульманам несколько ослабла, что способствовало более свободному распространению Ислама. Так, после женитьбы Посланника Аллаха на Умму Хабибе Абу Суфийан никогда больше не обнажал оружия в битве против Посланника Аллаха. А после его женитьбы на Сафийе и Джувейрийе спала враждебность к мусульманам у иудеев, а спустя некоторое время многие из них удостоились чести принять Ислам.
На Пророка Мухаммада была возложена обязанность преодоления в обществе обычаев и традиций, оставшихся с прежних времен. С этой целью он женился на Зайнаб бинт Джахш, после того как она получила развод с приемным сыном Пророка Зайдом. Таким образом, он на личном примере показал, что обычай считать приемных детей своими собственными, который был так сильно распространен среди арабов, ошибочен.
Таким образом, семейная жизнь Пророка Мухаммада, каждая его женитьба, с учетом тех самых духовных и иных особенностей его бытия, была ничем иным, как исполнением божественного повеления. А ведь назначение пророка - следование божественным повелениям - также естественно для него, как само его пророческое бытие. Ведь он направлен к людям, чтобы быть для них путеводителем, указывающим им истинный путь словами, действиями и всем существованием своим. Об этом говорится в Священном Коране:
"Не в ответе Пророк за то, что установил Аллах для него согласно предписанию Аллаха для прежних [пророков]. Веление Аллаха предопределено [к исполнению] для тех, которые сообщают послания Аллаха и страшатся Его и не страшатся никого, кроме Аллаха. Только Аллах предъявляет счет [за содеянное]" (аль-Ахзаб, 33/38-39).