Первый вечер священного для мусульман месяца Рамадан...
Мусульмане всего мира рады его наступлению и готовы приложить все усилия для обретения его явных и скрытых благ во имя личного духовного роста и укрепления уз всеисламского братства.
Благодаря Всевышнего за предоставленную Им благодатную возможность исполнить один из основных столпов Ислама, вместе со своими зарубежными единоверцами и вступают в благословенный месяц и мусульмане Татарстана.
Более трех десятков мечетей Казани и сотни - по всей республике будут заполнены верующими вплоть до полуночи. Только закончив особые ночные намазы-таравих, совершаемые в течение месяца Рамадан, верующие разойдутся по домам.
В самом центре Казани - в Кремле устремила к небу свои купола отстроенная несколько лет тому назад мемориальная мечеть Кул-Шарифа. Она носит имя шейха, который вместе со своими учениками до последней капли крови сражался с захватчиками и пал смертью шахида.
Для каждого татарина, чтущего память предков, эта мечеть - особая, с ней не сравнится ни какая другая... Ее высокие минареты, видные с разных концов города, не только напоминают о героических страницах прошлого нашего народа, но и укрепляют надежду в сердцах, надежду о том, что свободу невозможно втоптать в землю, что народ нельзя лишить памяти и что справедливость непременно восторжествует. Восторжествует хотя бы в облике прекрасного, парящего в воздухе прозрачно-хрустального храма, древний прообраз которого был безжалостно уничтожен средневековыми варварами. Поэтому ночные молитвы в мечети Кул-Шариф в священный месяц Рамадан наполнены для нас особым смыслом и настроением. Городские власти в этом деле идут навстречу верующим - когда они поздно ночью покидают храм, их ожидают специальные автобусы, развозящие мусульман в разные концы города. Их провожает свет, льющийся из окон мечети на спящий внизу город.
Позади остались десятилетия воинствующего атеизма и безбожия так называемой эпохи развитого социализма. Мусульмане Татарстана ходят в мечети, исполняют обряды Ислама, могут получать религиозное образование, общаться с зарубежными единоверцами, читать религиозную литературу, собираться и обсуждать свои проблемы и волнующие их вопросы. А ведь по историческим меркам еще вчера их деды рисковали своей свободой, свято храня Коран и религиозные книги в тайниках, а ислам - в сердцах. Сотни тысяч российских мусульман поплатились за верность священному слову Аллаха годами тюремных сроков, загубленным здоровьем и даже жизнью.
С годами удушающая хватка антирелигиозной политики ослабла, но не на много: в начале 80-х годов прошлого века автор этих строк еще учился в школе. Как-то я написал арабскими буквами свое имя на обложке школьной тетради. Уже на перемене меня подозвала учительница и сказала: "Ты хочешь, чтобы меня в Сибирь отправили за эти буквы? Сотри немедленно!" Вот как глубоко был сидел в ней страх, что несколько арабских букв, появление которых она допустила, выдадут ее религиозные симпатии.
Но дух религиозности не умирал. Мой народ никогда не забывал имени Бога, и его верного Пророка Мухаммада. Поэтому в наши дни Ислам уверенно набирает силу, восстанавливая связь поколений на почве, пропитанной кровью предков и духом национального самосознания и религиозной идентичности. Все больше людей выбирают в качестве единственно верного пути веру во Всевышнего Аллаха, заповеданный Им исламский образ жизни и моральные ценности, завещанные нашим Пророком Мухаммадом.
Происходящее, на мой взгляд, не столь уж и удивительно, ведь Ислам на татарской земле от Днепра и Оки на западе до великой Оби востоке имеет древнюю историю. В это трудно поверить, но первыми посланцами Ислама здесь были сподвижники нашего Пророка. Затем был период Булгарского царства. Посетивший его в XIII веке знаменитый путешественник Гильом Рубрук писал о моих предках: "Булгары - самые злейшие сарацины, крепче держащиеся закона Магометова, чем кто-либо другой". Монгольские полчища, лавиной обрушившиеся на цветущие тюркские земли вскоре сами исламизировались, создав одно из величайших государств средневековья Золотую Орду, которая вписала не одну славную страницу в историю мирового ислама. Чего стоит только ее роль в предотвращении сокрушительного удара монгол по Египту.
Всевышний установил законы, которые чутко реагируют на состояние сердец и трезвость рассудка. История если и не во всем, то во многом зависит именно от этих внутренних, субъективных факторов человеческой жизни. И когда в сердца тюрков проникла болезнь разделения, измены, и было утрачено осознание сути Ислама, Золотая Орда распалась на несколько самостоятельных уделов - ханств. В течение трех веков все они, - все семь исламских тюрко-татарских государств одно за одним пали под напором крепнущего западного соседа.
Не секрет, что националистически настроенные лица склонны идеализировать прошлое своего народа и проклинать агрессоров. В эпоху гласности и перестройки у нас наблюдалась и такая крайность. Причем, предпринимались попытки разыграть в том числе и религиозную, исламскую карту. Но человек, проникнутый исламом не позволит себе обвинять в своих бедах кого-либо, кроме самого себя. Так обстоит дело и в нашем случае. Но хватит ли нас мужества чтобы набраться смелости и признаться самим себе, что наши беды коренятся в слабости наших средец, которые в какой-то момент в прошлом ослабили хватку за вервь Аллаха? Если будет на то воля Аллаха, пост в очистительный месяц Рамадан станет не только в очередной раз исполненным обрядом, но и средством, которое позволит нам лучше узнать самих себя и мир вокруг нас. "Познавший самого себя познал своего Господа", - говорил Пророк. Иншаллах!
Я оглядываюсь на историческое прошлое моего народа и извлекаю уроки: не золото и полезные ископаемые, ни количество воинов в армии и качество оружия являются основой процветания государства, нет. Вера в Одного Единого Всевышнего Аллаха, молитва и духовное единение - вот путь к благоденствию людей. Разве не пример для нас жизнь Пророка Мухаммада? Вспомним же, как он был слаб в начале своей миссии! Как мало было людей, услышавших и внявших пробуждающему зову Аллаха! И, осознавая масштаб перемен, которые призошли в жизни арабов при его жизни и участии, а затем изменили облик мировой истории, уместно ли задавать ничтожные вопросы о том, какие сверхъестественные чудеса совершил Пророк? Разве мало одного этого грандиозного чуда, - чуда удивительной духовной, моральной и социальной трансформации?
Время расцвета и могущества исламского мира осталось в прошлом. Настали тревожные времена. Культ силы и богатства, одержимость властью, насилие над природой и человеческой моралью перешагнули все мыслимые границы. Что делать каждому отдельно взятому человеку перед надвигающейся на него беспощадной железной пятой, подминающей под себя последние крупицы того, что делает нас людьми?
Я молю Всевышнего, чтобы сердца всех моих братьев и сестер, с трепетом и искренним благоговением приступивших к исполнению завета, возложенного на нас Аллахом, были очишены от скверны гордыни, зависти, обиды и гнева. От нас требуется не так уж много: изменить себя. Сделать хотя бы шаг, предпринять рывок духа, совершить отчаянную попытку проснуться и вырваться из дурного сна, в который превращается жизнь в нашем мире. Сделаем хотя бы это! И я верю, что Аллах непременно ответит на наше движение, ибо Он обещал Свою поддержку и помощь тому, кто изменяет себя.
Остается еще один важный вопрос, который обусловлен георгафическими особенностями территории, на которой мы проживаем. Уже в первые века знакомства южных мусульман с этими северными землями, над которыми в летнее время не гаснет небо и вечерняя заря плавно переходит в рассвет, возник вопрос о правомерности совершения ночной молитвы и поста. Этот вопрос остается актуальным и сегодня. Так во время наступившего Рамадана, время поста будет составлять уже около шестнадцати часов, а через два-три года - более двадцати часов. Говоря об этом, молодой имам одной из казанских мечетей убеждал, что если наши деды держали уразу, работая в изнуряющий летний зной на полях и нивах, то и их потомки выдержат испытание. Однако есть ли какая-то польза и смысл в том, чтобы очистительный обряд, предназначенный для обретения душевного и физического здоровья, превратился в мучительную пытку голодом и жаждой и чреватой серьезными проблемами со здоровьем? Ведь северным мусульманам не знакомо понятие полуденной сиесты, обычной для обитателей жаркого юга. У татар не принято среди бела дня отдыхать в прохладе жилищ. А как быть тем, кто живет еще ближе к полярному кругу, где ночь не наступает даже на один час и тем мусульманам, которых пост застал в условиях полярного дня? Неужели буква Корана важнее его духа?
На эти вопросы в начале ХХ века ответил выдающийся татарский богослов Муса Джаруллах Бигиев. Он призвал осмыслить противоречие, возникающее между айатами Корана, провозглашающими принцип облегчения религией жизни человека и невыносимыми трудностями, возникающими при исполнении поста в условиях высоких географических широт. Приступая к вынесению фетвы, полный текст которой был изложен им в книге "Пост в долгие дни", Муса-эфенди посетил полярный круг и своими глазами созерцал незаходящее солнце, среди ночи плывущее над горизонтом. Сочувствуя своим единоверцам, вынужденным в тяжком труде зарабатывать свой кусок хлеба, Муса-эфенди видел свою задачу в том, чтобы сообщить о существовании в шариате послаблений для тех, чье здоровье и благополучие могут пострадать от поста в таких географических условиях: "Этим самым жизни бесчисленного количества мусульман будут спасены от вреда, а в сердцах человечества возрастет любовь к исламу. И исчезнет такое гадкое явление, как отторжение и отвращение мусульман от ислама из-за якобы имеющихся в нем невыносимых тягот". Он писал: "Конечно же, в исламском шариате должно иметься решение, которое чётко и ясно разрешало бы эту проблему. Только труды по мусульманскому фикху оказались бессильны решить её. Более того, они или проявили невежество или просто умолчали об этом вопросе. Такое возможно. Но невозможно, чтобы исламский шариат, ниспосланный Аллахом и охватывающий общее и частное, все возможные события и ситуации прошлого и будущего, оказался бессильным или проявил невежественность в чём-либо, вообще".
Муса Бигиев предложил собственное решение этой проблемы, как он писал: "не принимая во внимание содержащиеся в трудах по фикху предания, а основываясь только на айатах Благородного Корана". Ныне любой интересующийся читатель может познакомиться с фетвой выдающегося ученого. Однако готовы ли предводители мусульманской уммы Татарстана внять советам уважаемого богослова? Похоже, что нет. Очень жаль, что далекий от религии Аллаха и вредный идеал самоистязания во имя снискания божьей благодати будет и в дальнейшем внедряться в сознание мусульман под видом Ислама.
Господи, озари наши сердца светом истинной веры преданности Тебе и даруй нам способность ясно осознавать суть Твоего послания!