Нельзя ли, следуя ежедневной хронологии, описать жизнь Пророка в виде дневника? Или же составить дневник, по которому каждый желающий смог бы день за днем проследить жизнь Пророка? Ответить: Касым Сулюль - доктор теологии, университет Харран

Хронологическое или тематическое определение книг о жизни Пророка (сира) являются традиционными занятиями в Исламе.

Но исследования, сделанные на примере дневников, имеют некоторые недостатки:

1- Жизнь Пророка, особенно во время его жизни в Медине настолько переполнена самыми разными событиями, что принимать хронологическую очередность за основную точку представления жизни и деятельности Пророка будет недостаточным. Даты некоторых событий, которые имеют место в источниках сиры и хадисов, определены, но большинство так и остались неопределенными.

Например, определены даты около 80 различных сражений и походов Пророка. Но не определены даты переписки послов Пророка, писем самого Пророка и групп, прибывавших для встречи с Пророком. Вот так - Вакиди записал, что в первую очередь представители племени Музейна в группе из 400 человек 5-го числа месяца раджаб прибыла к Пророку. Пророк принял их как беженцев и позволил остаться на собствнных землях, но в статусе беженцев. Знаменосец Пророка и один из ведущих сахабов, покоритель Исфахана, Нуман б. Мукрине, тоже был из племени Музейне. Период отправления делегаций к Пророку, со стороны жителей Аравийского полуострова начался с месяца раджаба 5-го года жиджры и продолжался до самой смерти Пророка Мухаммада.

Ибн Сад, разработал эту тему в главе под общим заголовком "Отправка арабами делегаций к Пророку" в двухтомнике "Ахбарун Наби" из Табаката. В подзаголовках данной работы автор определил, что в Медину прибыли 72 делегации и по-одному зарегистрировал все предания относительно этого вопроса.

Опять таки Ибн Сад в результате своих старательных работ и с помощью преданий Вакиди создал документацию о 110 переписках и встречах между Пророком и главами соседних стран и представителями различных племен Аравийского полуострова, зафиксированныx с возвращения Пророка в Мединy после заключения Худейбийского Соглашения и до самой смерти.

Он расспределил их под заголовком: "Письма-приглашения в Ислам правителям и ведущим лидерам арабов, которые посредством послов отправил Посланник Аллаха".

Начиная с возврата из Худайбийа и продолжающиеся до смерти Посланника Аллаха, в течении всего трех лет было осуществленно около 110 религиозных и дипломатических миссий, началом которых был случай отправки 6 послов. Несмотря на то, что начало проведения этих 110 событий известны, точные даты определены лишь немногих из них. Тот факт что все эти миссии были проведены в очень плотном графике и в короткие сроки, определить точные даты стало практически невозможно. Поэтому Ибн Исхак избегает указывать точно определенные даты события послов, а вместо этого использует обобщенную фразу: "Посланник Аллаха в промежутке времени между возвращением из Худейбие и смертью, отправил некоторых сахабов к вождям арабов и персов с приглашением в ряды поклонников единства Аллаха".

Принимая во внимание возвышенность и благородство сиры можно сделать работу на эту тему, но обязательно черпая информацию из достоверных источников. Очень важно ссылаться на достоверные источники.

  • Историк, когда пишет историю, должен понимать, что берет на себя ответственность и должен придерживаться достоверных фактов. Должен субьективно и правдиво смотреть на вещи.
  • При цитировании должен придерживаться оригинала и не использовать фразы и методы лишь только потому. что они ему понравились.
  • Должен подтверждать правильность переданного материала.
  • Должен указывать источники.