30 - Письма приглашения в ислам

Editor


30 - Письма приглашения в ислам

 

Пророк Мухаммад после возвращения из Худайбии приказал написать своим писцам шесть писем и с послами отправить их вождям видных государств того времени (мухаррам 7/май 628 года). Пророк особое внимание уделил выбору послов, предпочел тех кто знал местность и людей, обладал физической и нравственной красотой, красноречием. Пророк следуя дипломатической традиции, впервые использовал печать с надписью "Мухаммад Ресулуллах" (Посланник Аллаха Мухаммад).  
 
Два письма были отправлены главам двух сильных и влиятельных государств своего периода Византии и Империи Сасанидов. Во время рождения Ислама, Средний Восток являлся сценой многовековой борьбы этих двух супер держав. Сасаниды в 614 году завладели Иерусалимом и увезли святыню христиан Святой Крест в Медаин (Ктесифон). А в 626 году - после завоевания Египта в 619 году - пройдя через всю Анатолию дошли до окраин Стамбула. Византия продолжала борьбу с Сасанидами и император Ираклий одержал победу над Сасанидами в 627 году в битве при Ниневии и еще раз доказал свою силу и величие.
 
Приглашение к Исламу Пророка Мухаммада вождю сасанидов (Кисра) Хосров Парвизу II, доставил Абдаллах б. Хузафа. Кисра сильно разгневался, что его имя было написано после имени Мухаммад и разорвав на клочья письмо, приказал своему наместнику Саны Базану собрать вседения о Пророке Мухаммаде. Узнав что его приглашение было разорвано, Пророк Мухаммад сильно расстроился и попросил Аллаха о наказании для хозяина этого безнравственного поступка. Очень скоро наместник Йемена Базан отправил в Медину двух своих доверенных людей. Пророк Мухаммад посредством вахйа узнал об убийстве Хосров Парвиза собственным сыном и сообщил об этом послам и попросил передать Базану, что в случае принятия мусульманства должность наместника останется за ним. Вслед за этим, народ Йемена вместе и Базаном приняли Ислам. Таким образом, распространение Ислама в этой местности начилось вместе с первым наместником мусульманином Йемена, Базаном. Многие арабские племена в разные время отправив делегации сообщали о своем мусульманстве.   
 
Послом к Византийскому императору Ираклию назначили Дихйа б. Халифа аль- Кальби. Примерный образец письма приглашения был следующим:
 
"Бисмиллахиррахманиррахим. От раба божьего и Его посланника Мухаммада императору Византии Ираклию.
 
Приветствую последователей истины. Прими Ислам, чтоб спасти себя и пусть Аллах вдвойне вознаградит тебя. Если не примешь, то грехи подданых будут на твоей совести. "О люди Книги (Ахл аль-Китаб)! Давайте к слову равному для нас и вас придем: чтоб нам не поклоняться никому, кроме Аллаха, других божеств к Нему не измышлять, и средь себя не воздвигать других владык, помимо Бога. Но если же они отворотятся, ты скажи: "тогда свидетелями станьте, что все мы Богу предались" (Али Имран, 3/64).
 
В то время император Ираклий многолетней войны с Сасанидами одержал победу в Ниневие и чтоб поблагодарить Аллаха за это и вздвинуть на место Святой Крест, обратно забранный у иранцев, находился в Иерусалиме. Император принял посла Дихйу, который посредством наместника Бусры прибыл к нему. Согласно преданию, Ираклий чтоб побольше узнать о Пророке Мухаммаде пригласил к себе Абу Суфьяна и его друзей, которые находились тогда в Сирии по своим торговым делам. Узнав от них о происхождении, семье, окружении, положении в обществе, личности, о качествах и основных принципах его послания, сказал, что по всем этим признакам он действительно подходит на пророка. Ясно что, император обошелся приемом посла  в рамках правил дипломатии и вознаградив подарками проводил в обратный путь.
 
Третье письмо, через Амр б. Умаййа ад-Дамри было отправлено королю Эфиопии Асхама. Асхама в свое время дружески принял переселенцев мусульман и отверг требования курайшитов о выдачи мухаджиров. Асхама в ответ на письмо Пророка принял Ислам и исполнил просьбу Посланника Аллаха об отправке оставшихся мухаджиров в Медину. Король Эфиопии отправил их вместе с послом, не преминув при этом отправить различные подарки Пророку Мухаммаду. 
 
Адресатом четвертого приглашения являлся главный наместник Египта Мукавкис (Джурайдж б. Мина), а доставщиком был Хатиб б. Абу Балтаа. Мукавкис несмотря на то, что не принял мусульманство, оказал достойный прием послу Пророка Мухаммада. Получив сведения о Пророке и об Исламе изложил свой ответ в письменном виде и вместе с подарками проводил в обратный путь. Среди подарков находились две сестры наложницы Мария и Сирин, один раб евнух, 1000 мискалей ( мера веса, 1 мискаль = 1.5 дирхама) золота, белый мул (Дульдуль), драгоценные одежды и материи. Впоследствии Пророк женился на Марии и от этого брака у него появился сын Ибрахим.
 
Пятое письмо было отправлено Шуджа б. Вахб аль-Асади и царю из Гассанидов Харис б. Абу Шамиру. Харис рассвирепел, что ему посмели отправить такое письмо и стал угрожать о нападении на Медину.
 
Шестое письмо было доставлено Салит б. Амром вождю племени Бани Ханифа Хавза б. Али, который жил в Йемаме, был известен как поэт и славился своим красноречием. Хавза хорошо принял посла, преподнес ему всяческие угощения, но вместе с этим написал письменный ответ об опровержении предложения принять мусульманство.
 
Пророк Мухаммад в целях оповещения Ислама отправил письма подобного содержания вождям различных племен Аравийского полуострова и даже, непосредственно отдельным лицам. Письма имели краткое и ясное содержание выразительной формы, обращении соответствовало положению и должности адресата. Пророк не применял угрозы или унижения и призывал обращаться и верить только  Аллаху и Его рабу и посланнику Мухаммаду. Особенно в письмах к вождям племен было обещано, что если племя примет Ислам, то за ним сохранятся все их земли, будет обеспечена безопасность жизни и имущество, некоторым племенам будут выделены земли, пастбища и месторождения природных ископаемых. Особенно подчеркивалось, что принявшие мусульманство обязаны верить и почитать Аллаха и Его Посланника, совершать намаз и выделять закат. Данные письма были написаны после айата о дани (ат-Тавба, 9/29) ниспосланного на 9 году хиджры (630) и в них говорилось, что наряду с непризнанием господства мусульман и отказом принятия Ислама  евреи, христиане и язычники будут выплачивать дань.
لَقَدْ مَنَّ اللّٰهُ عَلَى الْمُؤْمِن۪ينَ اِذْ بَعَثَ ف۪يهِمْ رَسُولًا مِنْ اَنْفُسِهِمْ يَتْلُوا عَلَيْهِمْ اٰيَاتِه۪ وَيُزَكّ۪يهِمْ وَيُعَلِّمُهُمُ الْكِتَابَ وَالْحِكْمَةَۚ وَاِنْ كَانُوا مِنْ قَبْلُ لَف۪ي ضَلَالٍ مُب۪ينٍ ﴿164)
Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Аллах уже оказал милость верующим, когда отправил к ним Пророка из них самих, который читает им Его айаты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости, хотя прежде они находились в очевидном заблуждении.
(Али Имран, 3/164)