31 - Завоевание Хайбара

Editor


31 - Завоевание Хайбара

 

Хайбар расположен в долине, что в 180 км севернее Медины. Вместе с этим  Хайбар находится на  дороге Медина-Сирия и этот важный торговый и сельскохозяйственный центр был заселен евреями. После Худейбийского перемирия Пророк стал задумаваться об опасности Хайбара для мусульман. Потому что после ссылки из Медины евреи Бани Надира вместе с другими соплеменниками стали устраивать козни против Медины. Они составили союз с мушриками Мекки и некоторыми племенами арабов. Война аль-Хандак была последней из звена этой вражды.  
 
Вскоре после возвращения из Худейбии Пророк решил устроить поход на Хайбар и вместе с 1600 или 1500 войском, 200 или 300 из которых составляла кавалерия,  в конце месяцы мухаррам 7 года хиджры (июнь 628) покинул Медину. Узнав об этом, хайбарцы стали готовиться к ответному удару по мусульманам. Согласно преданию у них имелось 20. 000 воинов или же само мало 10.000. К тому же из-за известной крепости своих крепостей и наличия оружия они имели преимущество в защите. Осада Хайбара длилась около  месяца и иногда проходила в очень трудных условиях, но конце концов четыре из семи крепостей были захвачены, о три мирным путем перешли в руки мусульман. При завоевании самой большой крепости Хайбара, Камус мусульмане во главе с благославенным Али появили неимоверную храбрость. При этом 15-20 мусульман пали шахидами, из евреев погибло 3 человека.
 
В войне при Хайбаре было захвачено множество пленников, среди которых имелись женщины и дети. Как было подчеркнуто Мухаммад Хамидуллахом, если бы принимали решение по нормам Торы, то все взрослое мужское население было бы уничтожено, а женщины и дети отданы в рабство. Но Пророк Мухаммад пощадил все население Хайбара и позволил им покинуть свои земли. В ответ на это, они попросили разрешить оставить за ними половину от урожая пальмовых рощ. Пророк принял это предложение. Вслед за хайберцами подобное соглашение было заключено с народом Вади аль-Куры и Фадака.
 
В Хайбаре было захвачено большое количество животных, домашней утвари, текстиотных изделей и драгоценностей. Эти трофеи в отношении количества, разновидности и материальной ценности представляли собой самые богатые трофеи периода Пророка Мухаммада. В исламских источниках имеют место различные предания о количестве и разделе движимого и недвижимого имущества из данных трофеев. Среди трофеев находились и образцы святой книги евреев Торы, которые Пророк вернул хозяевам. 
 
Во время осады раб одного еврея из Хайбара,  пастух африканец, предстал перед Пророком и после того, как получил сведения об Исламе принял мусульманство и занял место в одном ряду, плечом к плечу с мусульманами. В это время, осознавая что стада находятся под его поручительством, он спросил Пророка как ему поступить с добром других людей. Пророк Мухаммад объяснил, что в Исламе запрещено оставлять без присмотра доверенные вещи и посоветовал вернуть стада хозяевам. Пастух Йасар последовал совету Пророка подогнал стада к воротам крепости и только после того, когда собственными глазами увидел, что овцы вошли в крепость вернулся обратно, в ряды воинов. Очень скоро после этого, Йасар пал шахидом в бою с евреями. Пророк Мухаммад подошел к шахиду и объявил асхабу, что он заслужил место в раю. Таким образом, приняв Ислам и не имея возможности хотя бы один раз совершить намаз пастух стал шахидом. Вместе с этим он среди асхаба стал известен как ответ на вопрос -  "кто ни разу не совершив намаз попал в рай?"     
 
Во время завоевания Хайбера жена одного из вождей евреев Саллам б. Мишкама, Зайнаб бинт Харис, заколов ягненка пригласила Пророка на угощение. Но, на самом деле ее целью было отравить Посланника Аллаха. Пророк в сопровождении Бишр б. Бара посетил дом Саллам б. Мишкама. Но при первом же кусочке понял, что мясо отравлено и не проглотил пищу. Бишр б. Бара от воздействия яда, сразу умер.
 
Пророк Мухаммад дал вольную дочери вождя евреев Хуай б. Ахтаба, Сафиййа, которая находилась среди пленников Хайбара и затем взял себе в жены.
لَقَدْ مَنَّ اللّٰهُ عَلَى الْمُؤْمِن۪ينَ اِذْ بَعَثَ ف۪يهِمْ رَسُولًا مِنْ اَنْفُسِهِمْ يَتْلُوا عَلَيْهِمْ اٰيَاتِه۪ وَيُزَكّ۪يهِمْ وَيُعَلِّمُهُمُ الْكِتَابَ وَالْحِكْمَةَۚ وَاِنْ كَانُوا مِنْ قَبْلُ لَف۪ي ضَلَالٍ مُب۪ينٍ ﴿164)
Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Аллах уже оказал милость верующим, когда отправил к ним Пророка из них самих, который читает им Его айаты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости, хотя прежде они находились в очевидном заблуждении.
(Али Имран, 3/164)