Целостность сунны

Editor


Целостность сунны

Его жизнь, поступки  и поведение "усве'туль хасана"  "аль-aхзаб" являются для нас единственным примером. Его жизнь, судя по разнообразию, практичности, богатсву души и умеренности является примером жизни, протекавшей в рамках ислама. Асхаб (люди видевшие  Пророка и говорившие с ним) относительно различия его жизни, говорили не словами что " Он Пророк, он не такой как мы, мы должны заниматься своим делом", а следующим образом: "во всех его поступках обязательно есть угодные нам действия, мы должны брать с него пример". Исходя из этого, кто хочет характеризовать жизнь Пророка,  должны  учитывать эти всеобъемлющие качества, являющиеся примером во всех сферах жизни. 

Основой анализа жизни Пророка, до того пока он не стал Пророком является, пребывание вне жизни общества Мекки, которое проходило в рамках идолопоклонства и противоречиях чистой первородности человека. Жизнь Пророка проходила в  честности, правильности, справедливости, на стороне обиженных, против неправых. Наряду с этим  в определенные времена он уходил от людей в пещеру, где в уеденении размышлял и думал. Если произнести кратко, одним словом, у Пророка имеется чистое и незaпятнaнное прошлое.    

Дни Пророка, после того как он стал Пророком, почти минута в минуту проходили перед глазами современников. Особенно во время обустройсва в Медине,  в ходе усердных работ люди имели возможность проследить за всеми деталями его жизни. Очень важным является факт того, что лицо, которое надобно брать в пример является примером на практике. Это возможно только в результате того, если человек непосредственно сам прожил все подробности. Для последователей, в случаи явления Пророка единственным примером, необходимо учитывать и этот факт.

C другой точки зрения, сунна, это жизнь и путь избранный Пророком Мухаммадом в условиях, угодных воле Аллаха. В этом смысле сунна, в последней священной книге, Коране, показан пророческий анализ Пророка Мухаммада в универсальном масштабе: "последний пророк", ( аль-Ахзаб, 33/40)  "милость мирам", (аль-Анбия, 21/107) "усве'туль хасана ", (аль-Ахзаб, 33/21) "хозяин огромной совести", (аль-Калям, 68/3) "любящий правоверных и пришедшие к ним беды приносящие ему большую боль" (ат-Тауба, 9/128). Поэтому Коран, несмотря на демографические, географические, исторические, социальные, профессиональные и экономические различия приглашает всех людей следовать по пути, избранным Пророком Мухаммадом. Потому что, его сунна преобладает качествами которые являются примером всем слоям общества. Описание качеств Пророка в Коране, при проведении в жизнь являются наглядным примером и светом для каждого челевека. Если не восприменять сунну в этом единном целом, при всем его всеобъемлющем  разнообразии, то будет трудно понять практичность Ислама и Пророка Мухаммада и очень легко впасть в заблуждение. Чтобы внести поправки во все ошибки и заблуждения насчет сунны нужно обязательно воспринимать сунну как единое целое, во всеобъемлеющим масштабе.  

Асхабы понимали эту неимоверно важную деталь и старались предотвратить в жизнь манеру поведения и перенять качества  Пророка. На примерах, переданных сахабами налицо универсальность сунны. Доказательством этому можно перечислить  ряд следующих подтверждений:    

- Он требовал только возможное. По словам досточтимой Аишы, "Пророк если что-то просил от последователей, то обязательно учитывал чтoбы были меры и формы, облегчавшие совершить это требование".

- Думал о судьбе последователей. Ибн Аббас дает знать о нижеследующих словах Пророка, "Если бы не учитывал, что будут трудности у моих последователей, то молитву, совершаемую после захода солнца перенес бы на более поздний час".

- Был очень внимателен к окружающим. Очень интересны наблюдения Анас б. Малика, "Пророк, если во время молитвы в мечети слышал плач ребенка, то обязательно читал для него короткую главу Корана".

Главным принципом Пророка в этом деле было - "облегчайте, не усложняйте; оповещайте, не вызывайте ненависть".

Для любого человека, кем бы он не был, обязательно найдется наглядный пример из жизни Пророка. Потому что, Всемогущему Аллаху нетрудно вообразить все человечество в одном лице. Пророк Мухаммад, по полномочию данному ему Аллахом, посылал приглашение всем царям и правителям, пастухам на дорогах и пастбищах,  учителям в школах, ученикам в классах, беднякам в пустынях, богачам во дворцах, в казармах солдатам и командирам, в семьях отцам, матерям и детям, точнее всей вселенной, следовать Его пути.

Такие занятия Пророка как  война и мир, поклонение Аллаху  (богослужение, молитва) и торговля, право и справедливость воспринимались вполне нормально, но занятие повседневной жизненной рутиной некоторые люди не могут вполне осознать. Только не следует забывать что любая сфера жизни и любое занятие человека очень и очень важны. Без сомнения,   в любой работе и теме существует иерархия. Но вместе с этим,  в любом случае, улучшение жизни человека вместе с удобной системой веры, является одинаково важным фрагментом.

C другой стороны, Пророк, когда просил чтоб  ему не пытались присваивать божественные качества убедительно настаивал на том, что, при решении некоторых повседневных вопросов мирской жизни, при вынесении решений по тяжбам и в правильном распространении богослужения, он сам, является всего лишь простым смертным. По данному поводу имеет место высказывание Пророка, что "в вопросах, по которым мне не явилось откровение божье, я такой же как и вы". В добавление к этому существует еще одно высказывание: "в случае, если я забуду или мне дадут забыть, необходимо чтоб перед нами находилась сунна".

Если воспринимать сунну в универсальной целостности и  считать исходной точкой наших поступков, то это удалит нас от резких опровержений данных сунны, которые не нашли удовлетворения внутри в душе. Для того, чтобы не впадать в ненужные заблуждения обязательно надо учитывать, что всегда есть зоны и периоды времени, положительно принявшие эти данные. 

Заблуждения Пророка в некоторых случаях, показывает на то, что он не является богом и говорит о том, что и он может ошибаться. Это указывает на  талимен лиль-умме "цель обучения последователей". По словам Шейха Велиуллаха, даже если  бы Пророк не имел "свойства оповещения" все его качества и речи  ясно говорят о его пророчестве. Потому что образ жизни, поведение и характер Пророка представляют собой наставления на истинный путь и толкование норм Корана. Пророк Мухаммад всю свою жизнь прожил так, как указано в Коране и так, как от него требовалось.   


مُحَمَّدٌ رَسُولُ اللّٰهِۜ وَالَّذ۪ينَ مَعَهُٓ اَشِدَّٓاءُ عَلَى الْكُفَّارِ رُحَمَٓاءُ بَيْنَهُمْ تَرٰيهُمْ رُكَّعًا سُجَّدًا يَبْتَغُونَ فَضْلًا مِنَ اللّٰهِ وَرِضْوَانًاۘ س۪يمَاهُمْ ف۪ي وُجُوهِهِمْ مِنْ اَثَرِ السُّجُودِۜ ذٰلِكَ مَثَلُهُمْ فِي التَّوْرٰيةِۚۛ وَمَثَلُهُمْ فِي الْاِنْج۪يلِ۠ۛ كَزَرْعٍ اَخْرَجَ شَطْـَٔهُ۫ فَاٰزَرَهُ فَاسْتَغْلَظَ فَاسْتَوٰى عَلٰى سُوقِه۪ يُعْجِبُ الزُّرَّاعَ لِيَغ۪يظَ بِهِمُ الْكُفَّارَۜ وَعَدَ اللّٰهُ الَّذ۪ينَ اٰمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ مِنْهُمْ مَغْفِرَةً وَاَجْرًا عَظ۪يمًا ﴿29﴾
Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Мухаммад - Посланник Аллаха. Те, которые вместе с ним, суровы к неверубщим и милостивы между собой. Ты видишь, как они кланяются и падают ниц, стремясь к милости Аллаха и довольству. Их признаком являются следы от земных поклонов на их лицах. так они предствалены в Торе. В Евангелии же они представлены посевом, на котором вырос росток. Он укрепил его, и тот стал толстым и выпрямился на своем стебле, восхищая сеятелей. Аллах привел эту притчу для того, чтобы привести ими в ярость неверующих. Аллах обещал тем из них, которые уверовали и совершали праведные деяния, прощение и великую награду.
(аль-Фатх, 48/29)