Передовые аспекты Пророка Мухаммада в воспитании детей

Editor


Передовые аспекты Пророка Мухаммада в воспитании детей


Донесший и представивший всем людям откровение, освещавший все частички жизни Пророк, без всяких сомнений говорил и использовал воспитание-обучение. Со словами: "Я послан быть учителем. "(Муслим, "Талак", 4), Пророк Мухаммад делал упор на воспитание-обучение; сам показывал и использовал труды воспитания-обучения говоря, что они всегда пригодятся в семье, мечети и других сферах.

Пророк с одной стороны стараясь, чтобы религия Ислам дошла до всех людей и народов, с другой стороны занят воспитанием-обучением веровавших в него людей и их детей. Сам воплотил в жизнь некоторые вещи, также давал некоторые поручения по этому поводу.

При взгляде на отношения Пророка к детям: он питал к ним большую любовь и понимание, придавал им значение, при встрече с ними здоровался, интересовался делами, учитывал их желания, следил что бы между ними  была справедливость, шутил с ними. Если быть повнимательнее, все эти аспекты крайне важны по отношению к детям.

Если подумать какие главные аспекты выделял Пророк Мухаммад в воспитании детей, то можно обозначить по порядку следующие темы:

  • Учение истинам веры
  • Воспитание-обучение предписаний
  • Учение Корана
  • Наработка основных навыков
  • Направление общего развития

{overlib linktext="@info@" text="Взято в сокращенном виде из Исмаил Саглам ,¨¨Передовые аспекты в воспитании детей Пророка Мухаммада¨¨, Улуда У.И.Ф.Д.,11/2, 2002." title=""}{mospagebreak title=Учение истинам веры}

Учение истинам веры

Истина в значении религии; верить без сомнения в существование Аллаха, единого Аллаха, во все имена и облики, в Пророка Мухаммада его раба и посланника, во все точные вести переданные Аллахом через Пророка и восприятие этого как истину и действительность.

Объясняется, что при обучении детей истинам веры, следует учить всем указанным аспектам и растить их в этой действительности. Поэтому нужно учить воспринимать Аллаха детьми соответствующе на своем уровне, знать и принимать другие истины веры, опять же таки уметь использовать интелектуальный запас  от простых отношений к сложным в рамке Аллах- вселенная -человек.

И видя Пророка по отношению к детям именно в таком понимании, стараясь при каждом случае вселить веру Ислам в чистые сердца детей, можно даже сказать, что при первом же разговоре с детьми повторял слова и предложения связанные с верой:

"Хвала Аллаху, он не имеет детей, у него нет сотоварищей". "Нет божества кроме Аллаха". "Поверил в Аллаха, отстранил неверование" (Ибн Еби Шейбе, I /348).

Из вышеприведенных выражений понятно, что Пророк пытался учить детей истинам веры. Также Пророк Мухаммад, при удобных случаях призывал и маленьких детей к вере. По рассказам, сказав еще не достигшего юношеского возвраста  Ибн Сейяду: "Ты свидетельствуешь тому, что я являюсь посланником Аллаха?", призвав стать Мусульманином, сделал этого мальчика верующим, также во время визита к больному мальчику иудею, прислуживавшего ему призвал его в Ислам, взяв при этом разрешение у отца ребенка.{mospagebreak title=Воспитание - обучение религиозных обрядов}

Воспитание - обучение религиозных обрядов.

Учить что такое религиозные обряды, область знания и как они совершаются, изучив религиозные обряды, совершать их от души воссоздает образ поведения. Наряду с тем, что Пророк учил знаниям связанных с религиозные обрядым, сам служил примером для окружающих исполняя религиозные обряды и придавал значение исполнению их людьми.

Из этих руководств и хадисов мы понимаем, что в этой связи показывается одинаковая чувственность Пророка в воспитании и обучении детей предписания, что бы когда повзрослеют смогли совершать их с любовью и желанием, интересовался ими и был им советником начиная с малых лет.

Досточтимый Анас рассказывал:

"Первый совет Пророка мне был таков: "Никому не рассказывай сказаные тебе тайные вещи. Будь надежным человеком! "Поэтому я никогда не рассказывал тайны Пророка, когда меня спрашивали мать и жены. Другие советы Пророка были таковы:

"Сынок, совершай омоновение полностью и хорошо, дабы жизнь твоя была длинной. Пусть  любят и хранят тебя ангелы- хранители .

Анас! Хорошенько мойся совершая омоновение всего тела (Гусуль). Хорошенько мочи корни волос и начисто мой кожу. Только в случае такого омовения, выйдешь очищенным от грехов и ошибок...

Сынок, старайся всегда быть при омоновении (абдесте). Так как, кто умрет чистым  тому присвоится "севап" (благостное воздаяние от Всевышнего) .

Анас! Совершая намаз, после рюку (совершения поясного поклона) держи крепко руками колени. Разделяй пальцы друг от друга. Не прижимай к бокам локти. Сынок, вставая с рюку  выпрямляй все члены тела. Потому что в Судный День Аллах не пожалеет тех, кто между рюку и сежде (земной поклон) не выпрямил спину. Сынок совершая сежде (земной поклон) лоб и руки должны полностью соприкасаться с землей. Не вставай с сежде так же быстро как и "поднимает голову петух  после клевка". Во время сежде не раскидывай руки на земле. Остерегайся во время намаза смотреть по сторонам.

Сынок, старайся вовремя и порядочно совершать намаз... Если будешь стараться, то и ангелы помолятся о твоем прощении. Мусульманам старшим оказывай почет, младшим любовь ..."(Бухари,"Весая" 25; Абу-Давуд "Адаб" 1;Тирмизи,"Бирр" 69,"Илим" 16).

Досточтимый Хасан также сообщает  советы данные ему Пророком:

"Хасан! Выполняй в точно установленное время намаз (пятикратную молитву в день). Оставь все что тебя сомневает. Руководствуйся тем, что в тебе не вызывает сомнения. Так как правильность дает душе человека покой. Ложь же пробуждает беспокойство."(Тирмизи,"Кыямет" 61).

"Учите своих детей намазу, когда им исполнится 7 лет..."(Абу Давуд,"Салат" 25; Тирмизи,"Мевакыт" 182).

Мы видим, что во времена Пророка дети с малых лет  знакомились и  приучались соблюдать пост. Заостряет внимание то, что дети настроеные соблюдать пост и те у кого достотачно для этого сил, призывались к этому предписанию и даже ближе к часу ифтар (разговение, после времени дневного поста), их занимали различными развлечениями, для убеждения в том, чтоб они могли себя сдерживать при нарастающем голоде. Наряду с такими предписаниями как намаз (5-кратная молитва в день), ораза (пост) и хадж (паломничество) также видно что дети обращаются к Аллаху при помощи молитв.{mospagebreak title=Обучение Корану}

Обучение Корану.

Читать Коран это религиозные обряды, хвалить читающего и как следует читать; в Коране, в источниках хадисов и других источниках даются достаточно обширные знания на эту тему.

Несомненно, чтобы люди могли воспользоваться самым основным источником  религии Ислам - Кораном, они должны его как можно больше читать и понимать. Поэтому Пророк прилагал очень много усилий для того, чтоб Коран читался всеми подростками и молодежью. Конечно же, чтоб дети не оставались вдали от знаний и богатства Корана использовались всевозможные способы.{mospagebreak title=Наработка основных навыков}

Наработка основных навыков.

Для того, чтобы человек мог жить в живущей нами земной жизни, наряду с тем, чтобы быть ученым и добродетелем нужно обладать еще и некоторыми навыками. Эти навыки могут дать определенную базу для того, что бы реализовывать свои физиологические потребности, психологическо-социальные потребности уметь принимать правильные решения. В этом предложении можно понять, что при наработке ребенку основных навыков; в таких аспектах как сон ребенка, еда, одежда, дисциплина, чистоплотность, правила поведения и других можно наработать основные навыки. Пророк опираясь в воспитании детей на веру, предписания и др., также руководствуется и указывает в освоении ими главных навыков.

Вместе с тем, что питание является главной частью жизни человека, оно близко соприкасается со здоровьем и правилами поведения. Мы видим немало советов и практических примеров от Пророка по этому поводу.  Некотрые из них мы можем распределить в таком порядке: мытье рук до и после еды, начинать с "бисмиллях" (Во имя Аллаха), заканчивать молитвой, брать правой рукой еду перед собой или с края тарелки, не опираться руками в стороны, не спать смотря вниз, пить воду в три вдоха, не выбрасывать непонравившееся блюдо принесенное к столу, делить хлеб на маленькие кусочки, не выбрасывать раскрошившую или пролившуюся еду, неупотреблять продукты, издающие неприятный запах как свежий лук и чеснок, дабы не раздражать людей вокруг, не дуть в посуду с едой и водой, не кушать блюда в слишком горячем виде.

Прививать детям другой навык - правильный сон. Из других хадисов Пророка мы видим, как он уделяет внимание таким темам: в случае надобности усыплять детей днем, вечером перед сном и проснувшись утром чистить рот и зубы.

Вместе с способствованием развития в детях основных навыков, давая им задания в быту мы видим целенаправленность на подготовку их к жизни. По преданию Пророка Анаса, Пророк Мухаммад давал детям такие задания как приводить в порядок обувь, готовить воду и таз для омоновения, угощать гостей напитками, передача писем. Эти задания помогают детям занять место в социальной жизни, наращивать знания и навыки.{mospagebreak title=Направление общего развития}

Направление общего развития.

Другим аспектом в воспитании детей  Пророка является дать ребенку общее развитие. Общее развитие детей: это развитие языка, тела, социальных, чувственных, умственных способностей и т.д. Развитие этих способностей вместе со взрослением принесет успех в последующей жизни. Поэтому мы можем сказать, что Пророк в действиях воспитания детей, действовал с целью дать детям полное развитие.

Мы знаем, что в обществе в котором рос Пророк Мухаммад, он уделял большое внимание правильности разговорной речи детей и взрослых. Опять же мы видим как он оказывает нужную чувственность для завершения развития детей с социальной и чувственной стороны  и обретения ими уверенного в себе характера. Видно что Пророк очень аккуратно  относился к почиванию детей, формой общения, приветствием, разъяснением истины слова в обществе, советами что ко всем надо относится справедливо, принятию решений, в нужное время относится к ним как ко взрослым.

Наряду с целенаправленностью душевного и социального развития детей, в хадисах пишется, что он уделял внимание и физическому развитию. Из хадисов видно, что когда Хасану было  семь, а  Хусейну шесть лет, они при Пророке Мухаммаде состязались в  стрельбе из лука, в другой раз боролись, Пророк советовал учить их плаванию, верховой езде и брать их на состязания. Из всего этого мы понимаем что дети должны всегда играть, ведь  вместе с развитием тела, есть возможности для развития социальных, чувственных и умственных сторон детей.


{overlib linktext="@info@" text="Взято в сокращенном виде из Исмаил Саглам ,¨¨Передовые аспекты в воспитании детей Пророка Мухаммеаа¨¨, Улуда У.И.Ф.Д.,11/2, 2002." title=""}

مُحَمَّدٌ رَسُولُ اللّٰهِۜ وَالَّذ۪ينَ مَعَهُٓ اَشِدَّٓاءُ عَلَى الْكُفَّارِ رُحَمَٓاءُ بَيْنَهُمْ تَرٰيهُمْ رُكَّعًا سُجَّدًا يَبْتَغُونَ فَضْلًا مِنَ اللّٰهِ وَرِضْوَانًاۘ س۪يمَاهُمْ ف۪ي وُجُوهِهِمْ مِنْ اَثَرِ السُّجُودِۜ ذٰلِكَ مَثَلُهُمْ فِي التَّوْرٰيةِۚۛ وَمَثَلُهُمْ فِي الْاِنْج۪يلِ۠ۛ كَزَرْعٍ اَخْرَجَ شَطْـَٔهُ۫ فَاٰزَرَهُ فَاسْتَغْلَظَ فَاسْتَوٰى عَلٰى سُوقِه۪ يُعْجِبُ الزُّرَّاعَ لِيَغ۪يظَ بِهِمُ الْكُفَّارَۜ وَعَدَ اللّٰهُ الَّذ۪ينَ اٰمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ مِنْهُمْ مَغْفِرَةً وَاَجْرًا عَظ۪يمًا ﴿29﴾
Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Мухаммад - Посланник Аллаха. Те, которые вместе с ним, суровы к неверубщим и милостивы между собой. Ты видишь, как они кланяются и падают ниц, стремясь к милости Аллаха и довольству. Их признаком являются следы от земных поклонов на их лицах. так они предствалены в Торе. В Евангелии же они представлены посевом, на котором вырос росток. Он укрепил его, и тот стал толстым и выпрямился на своем стебле, восхищая сеятелей. Аллах привел эту притчу для того, чтобы привести ими в ярость неверующих. Аллах обещал тем из них, которые уверовали и совершали праведные деяния, прощение и великую награду.
(аль-Фатх, 48/29)