Отношение Пророка Мухаммада к детям

Editor


Отношение Пророка Мухаммада к детям

Профессор доктор Адем Апак

Как сказано в Амр б. Саид б. аль-Аси, Посланник Аллаха (с.а.с) сказал: «Ни один родитель не сделал более ценного пожертвования своему ребенку, чем хорошие манеры ». (Тирмизи, Бирр, 33; Ахмад бин Ханбал, Муснад, IV, 77)

Как и у всех живых существ у людей также имеется природное чувство о продолжении родословной. Поэтому интерес и любовь к детям, которые обеспечат продолжение рода, коренится в кодексах человеческого разума. Тем не менее, трудно сказать, что люди относятся ответственно, одинаково заботятся и сознательно правильно выполняют обязанности по рождению детей.

Детство и последующий процесс отрочества - самый важный, критический и даже самый проблемный период человеческой жизни. Так как развитие, изменение и взаимодействие как физически, так и духовно у людей происходит в особенности в этом периоде. В данный период заложены основы порядочности и нравственного воспитания людей, а также подготовка к профессии и к жизни. После окончания детства, человек преобретает удостоверение личности, характер и индивидуальность в последующем периоде; хорошие или плохие привычки, полезная и вредная информация осваивается также в этот период жизни. Точно так же в этом процессе заложены основы хороших качеств, таких как чистота, дисциплинированность и регулярность в работе, уважение к родителям, старшим и окружающим, терпимость к людям, солидарность, человеческая любовь, правдивость и справедливость.

В дополнение к посланиям для всего человечества, религия Ислам также служит системой образования, системой ценностей и поведения, которые являются основой отношений между обществами и людьми. И в отношении системы образования и в отношении порядка поведения лучшим примером для человечества является Пророк Мухаммед,   который объявил об этой религии. Поэтому, подход к новому поколению, правильное определение взаимоотношений с ними, понятие основных принципов его отношений и поведения и соответственно воспитание поколения в обществе Мусульман, Расуль аль-Акрама как педагога должно быть главным приоритетом.         

Если мусульманские общества хотят занять достойное место и быть активными среди народов мира в будущем, они обязаны наилучшим образом подготовить своих детей и молодежь к будущему. Самым большим преимуществом мусульман в этом отношении, несомненно, является то, что у них есть религия, которая предлагает мудрые, жизненные решения для человека в любой сфере жизни, что еще более важно это наличие такого лидера как Пророк Мухаммед который жил этой религией и является примером в своем поведении. При исследовании его жизни становится ясно что также как и в религиозных вопросах и в социальных вопросах Посланник Аллаха представляет примеры универсального поведения превосходящие века, как в особенности для мусульман так и для всех людей в общем.

Сохранение и развитие поколения является одной из главных целей ислама, как и во всех небесных религиях. Достижение этой цели возможно только при наличии здорового ребенка, воспитании и решении всех этапов его жизни, начиная с его рождения и заканчивая его браком. По этой причине Расул аль-Акрам поощрял брак, рождение детей и их воспитание. "Просите о браке, умножайтесь. В День Суда я буду гордиться вашим множеством перед другими народами (уммами)". (Ибн Мейс, Брак, 1). После женитьбы и рождения детей о них нужно заботиться и воспитывать. В напоминании об этой ответственности Посланник Аллаха (с.а.с) сказал: "Вы все пастухи, и все вы несете ответственность за тех, кто под вашим командованием». (Бухари, пятница, 11). Посланник Аллаха (с.а.с) также похвалил родителей, которые позаботились о том, чтобы их дети выросли, и сказал: «Отец не даст своему ребенку более ценный подарок, чем хорошие манеры». (Бухари, Бирр 33). Этими словами он указал на важность хорошего воспитания детей.

Тот факт, что дети принимают ценности и модели поведения, которые взрослые поощряют и используют в течение всей своей жизни, зависит, прежде всего, от их опыта жизни в «дружественной и надежной» среде в своей семье. Следовательно, эта базовая потребность ребенка должна быть удовлетворена в достаточной степени, а также должны быть показаны любовь, сострадание и интерес. Самая яркая черта Посланника Аллаха (с.а.с) в его отношениях с детьми - его стремление завоевать их дружбу и доверие. На самом деле он особенно заботился о детях, обращался к ним, приветствовал каждый раз, когда они встречались с ними, и спрашивал об их интересах. (Бухари,  Адаб 81; Муслим, Салам 15). Шутил с детьми, (Бухари, Илим 18; Тирмиз, Бирр 57; Абу Давид, Адаб 92) брал своих внуков в поездку. (Ибн Мейс, Эдеб 48) Также, в особенности он навещал больных детей. (Бухари Мерда 9). Расул аль-Акрам угощал их первыми фруктами сезона. Он входил в их мир, шутил и даже развлекал их давая им прозвища которые бы им понравились. Из-за всей этой теплой близости дети тоже очень его любили. Настолько, что когда он возвращался из поездки они все вместе собирались и встречали его. На самом деле, во время Хиджры, когда в дом Абу Айюб аль-Ансари (рa) собирался быть гостем Неджарогуллары, его маленькие дочери сыграли песню и спели, выражая свое удовлетворение. Когда Пророк Мухаммад (с.а.с) спрашивал: "Вы меня любите?", дети отвечали: «Да, о Посланник Аллаха», а затем он отвечал: "Я тоже вас люблю" еще и повторял три раза. (Диярбекри Тарихуль-Хамис, Мысыр 1302, I, 385). Все эти шаги к детям показанные Посланником Аллаха, составляют золотую основу их лучшего воспитания.

قُلْ اِنَّمَٓا اَنَا۬ بَشَرٌ مِثْلُكُمْ يُوحٰٓى اِلَيَّ اَنَّمَٓا اِلٰهُكُمْ اِلٰهٌ وَاحِدٌ فَاسْتَق۪يمُٓوا اِلَيْهِ وَاسْتَغْفِرُوهُۜ وَوَيْلٌ لِلْمُشْرِك۪ينَۙ ﴿6﴾
Во имя Аллаха,Милостиво и Милосердного!

Скажи: "Я - такой же человек как и вы. Мне внушено в откровении, что наш бог - Бог Единственный. Идите к Нему прямым путем и просите у Него прощения. И горе многобожникам,
(Фуссылат, 41/6)