Взгляды ориенталистов относительно Пророка Мухаммада

Editor


Взгляды ориенталистов относительно Пророка Мухаммада

Ориентализм - это одна из сфер науки, которая с самого начала развития, с первого дня образования  и до наших дней увлекается религией востока, ее материально и моральной культурой, историй и филологией. Людей, посвятивших себя этой науки называют ориенталистами. Появление ориентализма как академической дисциплины приходится на время ранее Египетского похода Наполеона в 1795 году, когда он создал во Франции Ecole speciale des langues orientales, образованием в Германии в 1845 году Deutsche Morgenlaendische Gesellschaft и других подобных организаций созданных в последующие годы. По выражению известного критика ориентализма Эдуарда Саида, ориентализм развивался как исследовательская подгруппа колонизационной политики. А по словам обладателя Приза Мира союза Немецких Публикателей в 2006 году социолога Вольфа Лепениеса, ориентализм  появился как "Исследования Соперников" (Gegnerforschung). Основатели не скрываясь выражали, что ориентализм создан с "пользой друзьям, вредом врагам". Известный государственный деятель Германии Бисмарк при открытии созданного по его инициативе в 1887 году Отделение Восточных Языков (Orientalische Sprachen) произнес это публично, затем во время второй мировой войны данное отделение было передано Auslandswissenschaften, которое интересовалось "культурной идеологией чужих обществ". После второй мировой войны центр развития ориентализма переместился в Америку, преследовал отдельную, от родины ориентализма Европы, черту в исследованиях. И можно с уверенностью сказать, что развитие ориентализма происходило почти под властью разных политических султанов и различных идеологией. Сегодня, образцом на этой вершине является известный ориенталист, мыслитель Бернард Луис.

Еще до появления ориентализма как сферы науки, западные ученые занимались исследованиями по появлению Ислама, историей Ислама и жизнью Пророка Мухаммада. Только эти исследования, несмотря на исключения, помимо общих научных исследований и выяснения правды, имели полемические, очерняющие и оскверняющие цели. На протяжении столетий ориенталисты использовали данные исследования, и "использовали" основные источники истории Ислама во главе с Кораном, анализируя их в этом направлении. Поэтому перед разъяснением взглядов ориенталистов на Пророка Мухаммада будет полезно вкратце охарактеризовать эту тему, с самого начала.

На западе исследования о Пророке, с самого начала, основывались на различных предрассудках и недобром отношении к нему. Эти предрассудки в большинстве специально распространялись религиознами деятелями, правителями из евреев и христиан, которые по мере восприятия Ислама многисленными обществами теряли силу своего влияния. В результате этого, они старались создать негативный имидж Ислама и его пророка. В основе беспочвенных суждений о Пророке имели место наговоры типа "больной", "лживый пророк", "антихрист" и тп., эти слова повторялись на протяжении столетий. Они не преминули создать длинный перечень литературы под этим заголовком. Известный ориенталист Ватт подчеркивает, что никто из больших личностей в мире не уподобался такой компании очернения, как Пророк Мухаммад (Muhammad at Madina, 324). В этой связи, история исследований о Пророке, как история лживого понятия и объяснения имеет довольно интересное содержание. Длительное время существовали распространенные мнения о ложных именах Пророка как Мaphomet, Baphomet и Bafum, о явлении мусульман идолопоклонниками и что Maphomet один из данных идолов.

Во главе письменной кампании очернения Пророка находится религиозный деятель христиан Йуханна ад-Димашки (Иоанн Дамаскин, у. 750 году). Йуханна в последней главе книги под названием De haeresibus, как и его последователи в средние века, помимо представления Пророка Мухаммада как пророка новой веры, показывал его как лживого пророка, извращенца, использующего по совету монаха Ари источники христианства для своего оповещения. Также критике подверглись браки и джихады Пророка, которые впоследствии постоянно повторялись сторонниками Йуханны.

Жизнью Пророка интересовались и религиозные деятели Византии, во главе которых находится Никита Византийский (Nicetas Byzantium) с написанной им в IX веке книгой под названием Refutatio Mohammedis (в некоторых источниках проходит под названием Refutation du Coran, Confutatio Alcorani). Вместе с этой книгой известна  книга Феофана Исповедника (758-816) и представленая свету посредством библиотекаря Анастасии, скопированная Chronographia.

С другой стороны важную роль в распространении негативных взглядов об Исламе и Пророке Мухаммаде играли евреи и христиане Испании. Они несмотря на то, что проживая под управлением мусульман имели возможность достичь правильных сведений, из-за враждебного отношения к Исламу, предпочли составить сборники сочинений, основанных на выдуманных сказках и клевете. К данной категории относится и написанный в 9-ом веке Еулогиусом Кордобским книга под названием Liber Apologeticus Martyrum, в подготовке которой автор использовал рукопись на латинском языке.

Другой причиной широкого распространения на западе лживых сведений о Пророке являются крестовые походы. Участник этих походов главный монах из Клуни Петр (у. 1156, известен как Peter the Venerable или Peter of Montboissier) в целях установления крепкого фундамента под опровержения Ислама, назвал свои работы "Клермонский собор " (Toledo-Cluny collection). Среди данной коллекйии, за ведущую книгу в своей сфере, принимается работа под названием Liber generationis Mahumet, Doctrina Mahumet и Summa totius haeresis Saracenorum латинский перевод Корана и перевод книги Абдалмасих б. Исхака аль-Кинди Рисала под именем Epistola Saraceni или Rescriptum Christiani, написанной в 3/9 веке с целью защиты христианства. Рассказы о Пророке Мухаммаде Винсента из Бове (у. 1264), зарегистрированные в хрониках различных манастырей и переходящие от поколения к поколению, были собраны воедино в книге Speculum Historiale (Book XXIII, Chapters XXIV-LXVIII); при этом использовали и Рисала и данная работа имела большое влияние на западе. Английский миссионер, ориенталист сэр Вильям Муир переведя Рисалу на английский опубликовал под названием The Apology of al-Kindî в 1882 году в Лондоне.

مُحَمَّدٌ رَسُولُ اللّٰهِۜ وَالَّذ۪ينَ مَعَهُٓ اَشِدَّٓاءُ عَلَى الْكُفَّارِ رُحَمَٓاءُ بَيْنَهُمْ تَرٰيهُمْ رُكَّعًا سُجَّدًا يَبْتَغُونَ فَضْلًا مِنَ اللّٰهِ وَرِضْوَانًاۘ س۪يمَاهُمْ ف۪ي وُجُوهِهِمْ مِنْ اَثَرِ السُّجُودِۜ ذٰلِكَ مَثَلُهُمْ فِي التَّوْرٰيةِۚۛ وَمَثَلُهُمْ فِي الْاِنْج۪يلِ۠ۛ كَزَرْعٍ اَخْرَجَ شَطْـَٔهُ۫ فَاٰزَرَهُ فَاسْتَغْلَظَ فَاسْتَوٰى عَلٰى سُوقِه۪ يُعْجِبُ الزُّرَّاعَ لِيَغ۪يظَ بِهِمُ الْكُفَّارَۜ وَعَدَ اللّٰهُ الَّذ۪ينَ اٰمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ مِنْهُمْ مَغْفِرَةً وَاَجْرًا عَظ۪يمًا ﴿29﴾
Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Мухаммад - Посланник Аллаха. Те, которые вместе с ним, суровы к неверубщим и милостивы между собой. Ты видишь, как они кланяются и падают ниц, стремясь к милости Аллаха и довольству. Их признаком являются следы от земных поклонов на их лицах. так они предствалены в Торе. В Евангелии же они представлены посевом, на котором вырос росток. Он укрепил его, и тот стал толстым и выпрямился на своем стебле, восхищая сеятелей. Аллах привел эту притчу для того, чтобы привести ими в ярость неверующих. Аллах обещал тем из них, которые уверовали и совершали праведные деяния, прощение и великую награду.
(аль-Фатх, 48/29)