Проблема "хатм нубувва" в истории исламской мысли

Editor


Проблема

Image
Термин "нубувва ", рассматриваемый в этом значении, означает "ниспослание людям, в форме откровения, божественной воли и предписаний через определенных избранных лиц с высокими качествами для доведения их до сведения человечесства". В этом смысле хатм нубувва означает исчерпание посланнической миссии между Аллахом и людьми (в направлении от Аллаха к людям. - пер.)  
"Хатм нубувва" в Коране.

О завершении посланнической миссии Посланником Мухаммадом говорит айат Корана аль-Ахзаб, 33/40 (это единственный айат). Косвенно об этой теме говорят от сорока до ста айатов ( в зависимости от угла зрения на тему). Все толкователи Корана были единодушны во мнении, что в приведенных айатах (во главе с указанным айатом суры аль-Ахзаб), говорится о том, что Пророк Мухаммад является последним посланником, после него уже не будет ниспослания откровения.    

В суре Ахзаб говорится так: "Мухаммад не является отцом ни одного из ваших мужчин. Но он является Посланником Аллаха и последним из посланников" (33/40). Проходящее в айате выражение "хатему-н небийин" в совершенно открытой форме говорит о том, что он является последним звеном в цепи  посланников. Проходящее в айате понятие "хатем", если оно даже читается (с незначительными различиями) двояко, в любом случае означает, что Посланник Аллаха, Мухаммад, является последним посланником, на котором исчерпывается посланническая миссия в целом, то есть он является "ахиру-л-анбия", а также является посланником, подтверждающим (подкрепляющим) посланническую миссию всех прошлых посланников, то есть на качество "божественной печати". Толкователи обращают внимание здесь еще на одну важную особенность. Как известно, у иудеев посланничество, за отдельными исключениями, переходило от отца к сыну и продолжало себя в форме династии. В рассматриваемом айате, его начале, словно бы для подготовки сознания к пониманию истинного смысла посланничества Пророка Мухаммада, говорится о том, что у него (Мухаммада) нет наследника. Говорится так (повторим): "Мухаммад не является отцом ни одного из ваших мужчин". Так людям дается знать о том, что после Пророка Мухаммада уже не последует смена посланников по наследию от отца к сыну. Затем выражением "хатему-н набийин" подчеркивается, что он является "последним посланником" (последним человеком, приносящим послания "с неба". - пер.).

Как уже сообщалось, есть еще и много других айатов, которые в косвенной форме говорят о том, что Посланник Аллаха Мухаммад является последним посланником Аллаха. Так развитие посланнической миссии находит в нем свое исчерпание и завершение. Одновременно с этим завершается и ниспослание веры - ислама. Аллах говорит так: "Сегодня (я) довел до зрелости для вас вашу религию, завершил (свой) дар вам и выбрал в качестве религии для вас ислам" (аль-Маида, 5/3).

Исламские ученые подчеркивают и такую особенность Корана, как нахождение его под божественной защитой (Хиджр, 15/9). Они утверждают, что это есть иная формулировка положения о завершении посланничества Пророком Мухаммадом. А еще делается акцент на понятии "наби", которым характеризуется Пророк Мухаммад. Как уже отмечено, Пророк Мухаммад характеризуется (в айате 33/40) как "хатему-н набийин" или как такой, что после него уже не будет другого "наби". Это значит, что после  

него не будет и другого посланника. Посланничество  (вбирая в себя и рисалу ) есть миссия. И если оно завершается, то, естественно, завершается и ниспослание рисалы.

"Хатм нубувва" в хадисах.

Тема "хатм нубувва" нашла свое отражение и в хадисах. Некоторых из источников хадисов представляют хадисы на данную тему под одноименным заголовком ("Хатм нубувва"). Посланник Мухаммад сам многократно говорит о том, что он есть последнее звено посланнической цепи. И это, естественно, нашло свое отражение в хадисах. Одним из самых важных хадисов в этом плане является следующий (привлекает и образная форма изложения, делающая излагаемое содержание ярким и западающим в память): "Мое положение в сравнении с посланниками, посланными до меня, подобно положению человека, построившему дом и обустроившему его, но оставившему в одном из его углов пустоту в один кирпич. Люди, осматривающие этот дом, увидев этот недостаток, не смогут удержаться, чтобы не сказать: "Всё прекрасно! Вот если бы еще и не было этой пустоты на углу!..". В здании посланничества я подобен тому камню, место для которого оставлено в углу дома. Я последний из посланников".   

По некоторым сведениям, Пророк Ислама, когда он произносил такие имена, как "акыб" (завершающий, последний) и "хашир" (день воскресения или судный день), имел в виду завершение посланничества собой (своей персоной).

В догматике по данной теме отмечается, что положение о том, что Пророк Мухаммад является последним посланником Аллаха и что на нем лежит печать, имеет и физическое подтверждение на его теле. Подобные знаки имели место на телах и других (прежних) посланников. Но знак у Пророка Мухаммада отличается от знака других посланников. Об этом говорится в хадисах, исторических книгах и других источниках. Сподвижники, а после них исламские ученые характеризовали этот знак посланничества как хатемун-нубувва, что на арабском означает печать посланничества, знак посланника, личность посланника и другие подобные выражения.

В источниках по теме говорится о том, что на спине у Пророка, между  лопаточными костями, был нарост, который прощупывался руками. Он был подобен печати на теле. И те, которые видели, уподобляли его цветочному бутону, яйцу голубя или куропатки, кулачку (от кулак), бородавке и т. д. Источники не указывают на то, когда возник этот "знак посланничества", но он не был от рождения. Вместе с тем, он стерся и исчез сразу после смерти Пророка Мухаммада. Вместе с тем, Пророк как глава государства имел печать в виде кольца (кольцевая печать), которой он пользовался в дипломатических отношениях. После него эта печать перешла к последующим трем халифам. Ее тоже можно считать своего рода "знаком посланничества". Эти два "знака посланничества" (печать на теле и печать государственного деятеля, скрепляющая государственные решения и соглашения) из-за их неверного употребления порой смешивались между собой, что, естественно, создавало трудности для понимания самого выражения "знак (печать) посланничества".

"Хатм нубувва" как обязательное предписание веры.

"Хатм нубувва",  как завершение (исчерпание) посланничества, был в центре внимания учения веры с самых первых ее шагов. Эта тема всегда принималась во внимание при анализе посланничества и излагалась так, как об этом уже сказано выше. Догматика говорит об этом со всей определенностью. Все ученые Корана и сунны уделяли должное внимание этой теме. Ее важность определяется очевидными соображениями. Отсутствие посланничества после Пророка Мухаммада, понимание его как Последнего Пророка означает, что принесенная им религия сохранится и будет господствовать до самого Судного дня. Вывод о том, что Пророк Мухаммад является последним Пророком от Аллаха превращает это положение в необходимое предписание веры (религии). Основания, на которые при этом опираются  

исламские ученые-богословы, можно кратко представить следующим образом:

- айат суры аль-Ахзаб (33/40), в котором о Пророке Мухаммаде говорится как о последнем наби (последнем получателе сообщений "с неба" - пер.) (о нем уже говорилось выше),

- о завершении ниспослания религии (ислама), о принятии от людей в качестве религии только ислама (аль-Маида, 5/3),

- в Судный день те, которые станут искать за пределами ислама другую религию, понесут потери, их желания никак не будут приняты во внимание (Ал-и Имран, 3/85),

- следует избегать искажения смысла Корана (Хиджр, 15/9),

- Посланник (Мухаммад) послан для всех миров (аль-Анам, 6/19; Араф, 7/158; Фуркан, 34/28).

И в айатах о теме говорится с достаточной полнотой и определенностью (это уже отмечено выше).

В итоге делается неизбежным следующий вывод: тот, кто верит в Коран и основанные на нем айаты, должен верить и в то, что Посланник Аллаха Мухаммад является его последним посланником.

Тема последнего посланника была предметом для войны против тех, которые не верили в это, что, в свою очередь, является историческим аргументом для нее. Если бы мысль о новом посланнике (после Мухаммада) не противоречила Корану и сунне, сторонники новой веры (ислама) не воевали против тех, кто разделял ее. Исламские ученые приняли позиции сторонников новой веры и сошлись во мнении о том, что тот, кто не принимает идею последнего посланника (в лице Посланника Мухаммада), не может быть и мусульманином.

Такое решение может быть обосновано приведенными формальными соображениями. Дескать, несоответствие предписаниям Корана и сунны не согласуется с требованиями к исламу и мусульманину. Но это и по смыслу или сути тоже так. Речь идет о том, что в ниспосланнии своему Пророку Мухаммаду, то есть в Коране, Аллах дал людям всё то знание, которое требуется им до самого Судного дня. В этом, пожалуй, и весь смысл "последнего посланника"... Люди, вступая в зрелый возраст, делаются способными развивать свое знание далее на основе того знания, которое ниспослал им Аллах через своего Пророка. Важно отметить и то, что знание, переданное людям Посланником Аллаха, Мухаммадом, является объективным (научным) знанием. Потому оно обслуживает потребности всех людей в этом знании. А поскольку все люди одинаково нуждаются в нем, постольку и знание от Аллаха, донесенное людям Посланником, является основой для всего научного знания, которое в таком случае является общечеловеческим знанием (в науке, как известно, нет "национального" знания, но есть вклад отдельных людей в научное знание, как и вклад отдельных обществ, эпох и культур). Вместе с этим завершение посланничества Пророком Мухаммадом ставит перед мусульманами задачу адекватного осмысления ниспосланного Слова Аллаха и передачу его следующим поколениям вплоть до самого Судного дня... Напомним, что Коран и по сей день находится под защитой Аллаха, ниспославшего его людям.     

К слову будет отметить и такой исторический факт, как отсутствие нового посланника после смерти Пророка Мухаммада. Его тоже надо оценивать в свете положения о Пророке Мухаммаде, как о последнем посланнике Аллаха. Временами на исторической сцене появляются люди (как в исламе, так и за его пределами), объявляющие себя посланниками Аллаха. Но на деле они не являются ими. Это - лже-посланники. Это обстоятельство со своей стороны укрепляет положение о Мухаммаде как последнем посланнике Аллаха.

Приведенные соображения о Мухаммаде как последнем Посланнике Аллаха, постулируемые Кораном и сунной, подтвержаются и всем последующим историческим опытом. Нет ни одного факта, который бы противоречил этому тезису. Потому он не только постулируется, но еще и подтвержается всем нашим историческим опытом. Это и есть его доказательство... Аллах свидетельствует и опыт наш подтверждает его Слово. Таково доказательство у Аллаха...


مُحَمَّدٌ رَسُولُ اللّٰهِۜ وَالَّذ۪ينَ مَعَهُٓ اَشِدَّٓاءُ عَلَى الْكُفَّارِ رُحَمَٓاءُ بَيْنَهُمْ تَرٰيهُمْ رُكَّعًا سُجَّدًا يَبْتَغُونَ فَضْلًا مِنَ اللّٰهِ وَرِضْوَانًاۘ س۪يمَاهُمْ ف۪ي وُجُوهِهِمْ مِنْ اَثَرِ السُّجُودِۜ ذٰلِكَ مَثَلُهُمْ فِي التَّوْرٰيةِۚۛ وَمَثَلُهُمْ فِي الْاِنْج۪يلِ۠ۛ كَزَرْعٍ اَخْرَجَ شَطْـَٔهُ۫ فَاٰزَرَهُ فَاسْتَغْلَظَ فَاسْتَوٰى عَلٰى سُوقِه۪ يُعْجِبُ الزُّرَّاعَ لِيَغ۪يظَ بِهِمُ الْكُفَّارَۜ وَعَدَ اللّٰهُ الَّذ۪ينَ اٰمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ مِنْهُمْ مَغْفِرَةً وَاَجْرًا عَظ۪يمًا ﴿29﴾
Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Мухаммад - Посланник Аллаха. Те, которые вместе с ним, суровы к неверубщим и милостивы между собой. Ты видишь, как они кланяются и падают ниц, стремясь к милости Аллаха и довольству. Их признаком являются следы от земных поклонов на их лицах. так они предствалены в Торе. В Евангелии же они представлены посевом, на котором вырос росток. Он укрепил его, и тот стал толстым и выпрямился на своем стебле, восхищая сеятелей. Аллах привел эту притчу для того, чтобы привести ими в ярость неверующих. Аллах обещал тем из них, которые уверовали и совершали праведные деяния, прощение и великую награду.
(аль-Фатх, 48/29)