Хаджж аль-Вада и Хутбат уль-Вида

Editor

29 августа 2015 г.

Хаджж аль-Вада и Хутбат уль-Вида

В тот же год (10/632) Пророк Ислама пожелал совершить хаджж вместе со всеми правоверными. 26 зу-ль-ка'да 10 (23 февраля 632 года) вместе с женами, дочерью Фатимой, мухаджирами, ансарами и представителями племен, прибывших в Медину, вышли в путь. В Зу-ль Хуляйфе они одели ихрам.

Известно, что Посланник Аллаха в каждую ночь месяца рамадан встречался с Джабраилом и читал ниспосланные айаты Священного Корана. На 10-ом году хиджры (декабрь 631 года) Джабраил прочитал с Пророком Священный Коран два раза. Пророк принял это как признак близкого конца и поделился своей мыслью с дочерью Фатимой. Вместе с этим, Пророк Мухаммад каждый рамадан десять дней проводил в уедении, а в этот последний свой рамадан уединился на двадцать дней. 

В тот же год (10/632) Пророк Ислама пожелал совершить хаджж вместе со всеми правоверными. 26 зу-ль-ка'да 10 (23 февраля 632 года) вместе с женами, дочерью Фатимой, мухаджирами, ансарами и представителями племен, прибывших в Медину, вышли в путь. В Зу-ль Хуляйфе они одели ихрам. 4-го дня месяца зу-ль-хиджа Пророк Мухаммад вместе со всеми поломниками, верхом на своем верблюде Касва (Кусва), вошли в Мекку. После совершения умры, он остановился в шатре, сооруженном для него, в долине Абтаха. 8-го дня зу-ль-хиджи в четверг Пророк Мухаммад покинул Мекку и достигнув  долины Мина остановился там на ночлег. 9-го дня зу-ль-хиджи в пятницу, после восхода солнца группа поломников через Муздалифу выступили в сторону долины Арафат. Пророк Мухаммад остановился на ночлег в Намире. К обеду Пророк Мухаммад обратился с речью к асхабам, число которых превышало 120.000 человек. Данная речь известна под названием Хутбат аль-Вида (Прощальная Проповедь).   

После приветствия и благодарности к Аллаху, Пророк Мухаммад подчеркнул, что  все люди являются рабами Аллаха и родились они от  своих родителей. Несмотря на цвет кожи, расу или социальное положение, все люди равны и имеют одинаковые права. Перед Аллахом мерой измерения превосходства людей служит только и только "таква". Посланник Аллаха особое значение придавал правам человека и требовал соблюдать права совести, неприкосновенность жизни и имущества, не наносить вреда другим и избегать харама, оставаться верным аманату и соблюдать права и обязанности по отношению к супругам, другим членам семьи и соседям. Также, по словам Пророка Мухаммада важным фактором является братсво и единство мусульман. Пророк Ислама особо подчеркнул важное значение Священного Корана и сунны, как источников истины и необходимость следовать столпам ислама - намаз, пост, зякaт, хадж. Пророк Ислама еще раз напомнил последователям об упразднении некоторых обычаев, традиций, институтов и применений периода Джахилийа. Обращаясь к слушавшим его последователям Пророк Мухаммад часто спрашивал "Сообщил ли  я вам истину Аллаха?" и получив их подтверждение Пророк Мухаммад попросил засвидетельсвовать Всевышнего Аллаха "О Господь будь свидетелем! О Господь будь свидетелем!". Этими словами Посланник Аллаха закончил свою речь. Пока Пророк Мухаммад находился на Арафате был ниспослан айат, в котором говорится, что ислам - самая угодная Аллаху вера: "Я завершил для вас сегодня (вероустав) религии (ислама), и проявил сполна Свою вам милость, и изволением Своим назначил вам ислам..." (аль-Маида, 3/5).  

После этого, Пророк Мухаммад вместе с Усамой бин Зейдом, сидящим на задней луке седла верблюда Пророка направились из Арафата в сторону Муздалифы. Вечерний (аль-магриб) и ночной (аль-иша) намазы Пророк совершил на Муздалифе. Пророк Мухаммад остался на Муздалифе до рассвета и после утреннего намаза (аль-шурук) достигнув Джамры аль-Акаба совершил обряд бросания камней (бросать семь камней в шайтана и при этом каждый раз произносить такбир). Затем Пророк Мухаммад перешел на высоту Мина и после речи, обращенной к асхабам принес в жертву Аллаху свое жертвенное животное. После этого, Пророк Мухаммад побрился, вышел из ихрама и совершил таваф вокруг Каабы. Затем вновь вернулся на Мину и закончил обряд бросания камней в шайтана. На следующий день он вернулся в Мекку и до захода солнца совершил прощальный таваф (таваф аль-вада). На пятый день Ид ал-Адхи поломники, за исключением прибывших из Мекки и Медины, с разрешения Пророка Мухаммада возвратились на родину. Вслед за ними и Пророк Мухаммад вместе с мухаджирами и ансаром, совершивший хаджж и обучивший мусульман обряду исполнения хаджаж, возвратился в Медину.   

В своем обращении на Арафате Пророк Мухаммад сказал: "возможно после этого мы больше не встретимся с вами здесь" и скорой смерти после этого, данный хаджж принято называть "Хаджж аль-Вада", а обращение "Хутбат уль-Вида". Необходимо подчеркнуть, что во время хаджжа Пророк Мухаммад произнес несколько речей в различных местах.  

 

مُحَمَّدٌ رَسُولُ اللّٰهِۜ وَالَّذ۪ينَ مَعَهُٓ اَشِدَّٓاءُ عَلَى الْكُفَّارِ رُحَمَٓاءُ بَيْنَهُمْ تَرٰيهُمْ رُكَّعًا سُجَّدًا يَبْتَغُونَ فَضْلًا مِنَ اللّٰهِ وَرِضْوَانًاۘ س۪يمَاهُمْ ف۪ي وُجُوهِهِمْ مِنْ اَثَرِ السُّجُودِۜ ذٰلِكَ مَثَلُهُمْ فِي التَّوْرٰيةِۚۛ وَمَثَلُهُمْ فِي الْاِنْج۪يلِ۠ۛ كَزَرْعٍ اَخْرَجَ شَطْـَٔهُ۫ فَاٰزَرَهُ فَاسْتَغْلَظَ فَاسْتَوٰى عَلٰى سُوقِه۪ يُعْجِبُ الزُّرَّاعَ لِيَغ۪يظَ بِهِمُ الْكُفَّارَۜ وَعَدَ اللّٰهُ الَّذ۪ينَ اٰمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ مِنْهُمْ مَغْفِرَةً وَاَجْرًا عَظ۪يمًا ﴿29﴾
Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Мухаммад - Посланник Аллаха. Те, которые вместе с ним, суровы к неверубщим и милостивы между собой. Ты видишь, как они кланяются и падают ниц, стремясь к милости Аллаха и довольству. Их признаком являются следы от земных поклонов на их лицах. так они предствалены в Торе. В Евангелии же они представлены посевом, на котором вырос росток. Он укрепил его, и тот стал толстым и выпрямился на своем стебле, восхищая сеятелей. Аллах привел эту притчу для того, чтобы привести ими в ярость неверующих. Аллах обещал тем из них, которые уверовали и совершали праведные деяния, прощение и великую награду.
(аль-Фатх, 48/29)