Чувство ответственности

Editor


Чувство ответственности

В одном из хадисов, сообщенных Абдуллахом ибн Умаром Посланник Аллаха сказал: "Каждый из вас есть пастырь, и каждый из вас в ответе за своих подданных. Так, вождь является пастырем народа своего; муж любой есть пастырь над домашними своими; жена есть пастырь дома ее мужа и детей его. Все вы - пастыри и все вы отвечаете за свою паству".

(Бухари. Никах, 91)

В данном хадисе, делающем акцент на важности осознания человеком ответственности за вверенную ему паству, с одной стороны подчеркивается ответственность каждого разумного и совершеннолетнего индивида, а с другой стороны указывается на еще более серьезную ответственность, лежащую на тех, кто принял на себя обязанности, включающие обязательства по отношению к окружающим, например, те, что касаются руководства и управления семьей. Однако человек, исполняющий миссию, от которой отказались земля и небеса, прежде всего остального ответственен перед Аллахом. Согласно айату: "Каждая душа заложница того, что приобрела она", каждый человек будет держать ответ на Великом суде перед Всевышним Создателем за свои слова, деяния, поступки и поведение. Айат: "Мы спросим как с тех, к кому направляли  посланников, так и с самих посланников", показывает, что пророки не являются исключением из этого првила и с них тоже будет спрошено.  Для того, чтобы благополучно отчитаться на Великом суде, необходимо усердно исполнять то, за что человек ответственен в этом мире, являющемся для него местом экзамена. Этого можно добиться только благодаря исполнению человеком возложенных на него обязанностей по отношению, прежде всего, к самому себе, к его семье и близким, а затем уже - ко всему человечеству и к окружающей среде. Не только разум и воля являются двумя присущими только человеку данностями, но и осознание ответственности, свойственное ему в качестве логического завершения обладания разумом и волей. Именно этим осознанием человек отличается от других живых созданий. Именно исходя из него он принимает решения о том, как следует поступить в том или ином случае. Именно благодаря этому осознанию он задумывается о последствиях своих поступков и деяний. Именно эта черта позволяет ему оценивать свои слова и поведение в свете совести. Исходя из этого чувства он блюдет права тех людей, за которых он несет ответственность. И, наконец, нет никакого сомнения в том, что наибольшая ответственность по сравнению с другими людьми возложена на властителей, руководителей и лидеров общества. На плечи таких людей ложится соразмерная степени их полномочий ответственность за тех, кто находится в их подчинении и обязан исполнять их установления. Помимо личной ответственности эти люди на Страшном суде будут отвечать и за людей, которыми они управляли. По этой причине наш дорогой Пророк отрицательно относился к стремлению людей обладать теми или иными властными полномочиями. В древние времена великие мужи Ислама, прекрасно осведомленные о невероятно высокой степени духовной ответственности обладателей тех или иных должностей, не то чтобы стремились обладать ими, но напротив - отказывались брать на себя настойчиво возлагаемые на них обязанности. Из-за своего отказа они даже подвергались притеснениям. Например, основатель ханафитского мазхаба имам Абу Ханиф, сославшись на свою некомпетентность, отказался от предложения аббасидского халифа Абу Джафара ал-Мансура, который  предложил ему занять пост Верховного судьи - кадия города Багдада. Когда халиф, сказав: "Ты лжешь!", возразил ученому, Абу Ханифа, рискуя оказаться в тюрьме, настоял на своем отказе словами: "Если я лгу, то ведь лгун не может быть судьей, если же я говорю правду, то утверждаю, что я недостаточно компетентен для исполнения такой работы". Поступок Абу Ханифы не был вызван желанием избежать новых обязанностей или ответственности. Поступая так, он стремился уйти от духовных последствий деятельности на столь высокой и ответственной должности в неподходящих условиях и гнетущей обстановке. Приведенный выше хадис гласит о высокой  ответственности и обязанностях отца семейства, названного пастырем над своими домашними. На него взложены такие обязанности, как удовлетворение материальных и духовных потребностей членов семьи, оберегание их от всяческих невзгод. Он должен прилагать все свои силы для того чтобы вырастить своих детей достойными людьми. Хотя в наше время эти обязанности в известной степени и поделены между супругами, тем не менее, основная тяжесть их исполнения ложится на мужчину. Кстати, Посланник Аллаха, подразумевая тех, кто нерадив в исполнении этих обязанностей, предупредил: "Нерадивость по отношению к тем, о ком человек должен заботиться и опекать, грехом ложится на него самого". С другой стороны, наш Досточтимый Пророк, сказал: "Человек, давший хорошее воспитание и вырастивший до совершеннолетия двух дочерей, окажется  рядом со мной в раю". Этими словами он перед лицом общества, в котором дети женского пола были презренны и унижены, возвысил отцов и матерей, усердно исполняющих возложенные на них родительские обязанности. Что касается матерей, исполняющих в своем жилище важнейшие обязанности по уходу за семьей и заботе о ней, то они должны быть настоящими хозяйками, иметь тесный контакт и взаимопонимание с детьми, вместе с мужем вносить свой вклад в создание уюта и счастливой семейной атмосферы. Несомненно, наш любимый Пророк является для нас наилучшим примером, который мы только можем использовать в качестве образца осознания ответственности. Однажды Посланник Аллаха во время молитвы услышал плач ребенка и, желая оставить его и его мать в тишине, сократил время намаза, который он намеревался совершать гораздо дольше. Тем самым Пророк дал великолепный пример того, что значит чувство ответственности. Направляя Усмана ибн Абу-л-Аса в город Таиф в качестве своего наместника, он сказал ему: "О, Усман! Облегчай намазы. Оценивай возможности людей по способностям самого слабого из них. Ведь среди них есть пожилые, малолетние, больные, усталые путники и нуждающиеся". Посредством такого наставления он стремился привить чувство ответственности своим сподвижникам,  особенное внимание уделяя тем чертам, какими должен обладать руководитель. Следуя завету Всевышнего Господа, который сказал: "Мы ни на кого не возлагаем более того, что он способен исполнить", Пророк Мухаммад также заявил: "Ответственность снимается со спящего, до тех пор, пока он не пробудится, с ребенка, пока он не достигнет совершеннолетия, и с умалишенного, пока он не выздоровеет". Нельзя и допустить и мысли о том, что Создатель, который вменил религию обладателям разума, возлагает ответственность на того, кто пребывает в таком состоянии, в котором он не способен использовать свой разум. Всегда остающийся милосердным по отношению к своим рабам Всевышний Аллах этим айатом показал нам не только границы нашей ответственности, но и научил тому, как нам следует обращаться к Нему в затруднительных ситуациях: "Аллах вменяет человеку исполнение только того, на что у того хватает сил. Подобно тому, как благодеяние идет на пользу совершившему его,  так и зло, совершенное им, идет во вред ему же". "О, Господи! Не взыщи с нас за то, что мы совершили по забывчивости или по ошибке. О, Господи! Не налагай на нас груз такой же тяжкий, какой Ты наложил на тех, кто был до нас. О, Господи! Не вменяй нам того, на что у нас не хватит сил. Прости нас и помилуй, будь милостив к нам. Ты - наш Господин. И помоги нам против неверных".


مُحَمَّدٌ رَسُولُ اللّٰهِۜ وَالَّذ۪ينَ مَعَهُٓ اَشِدَّٓاءُ عَلَى الْكُفَّارِ رُحَمَٓاءُ بَيْنَهُمْ تَرٰيهُمْ رُكَّعًا سُجَّدًا يَبْتَغُونَ فَضْلًا مِنَ اللّٰهِ وَرِضْوَانًاۘ س۪يمَاهُمْ ف۪ي وُجُوهِهِمْ مِنْ اَثَرِ السُّجُودِۜ ذٰلِكَ مَثَلُهُمْ فِي التَّوْرٰيةِۚۛ وَمَثَلُهُمْ فِي الْاِنْج۪يلِ۠ۛ كَزَرْعٍ اَخْرَجَ شَطْـَٔهُ۫ فَاٰزَرَهُ فَاسْتَغْلَظَ فَاسْتَوٰى عَلٰى سُوقِه۪ يُعْجِبُ الزُّرَّاعَ لِيَغ۪يظَ بِهِمُ الْكُفَّارَۜ وَعَدَ اللّٰهُ الَّذ۪ينَ اٰمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ مِنْهُمْ مَغْفِرَةً وَاَجْرًا عَظ۪يمًا ﴿29﴾
Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Мухаммад - Посланник Аллаха. Те, которые вместе с ним, суровы к неверубщим и милостивы между собой. Ты видишь, как они кланяются и падают ниц, стремясь к милости Аллаха и довольству. Их признаком являются следы от земных поклонов на их лицах. так они предствалены в Торе. В Евангелии же они представлены посевом, на котором вырос росток. Он укрепил его, и тот стал толстым и выпрямился на своем стебле, восхищая сеятелей. Аллах привел эту притчу для того, чтобы привести ими в ярость неверующих. Аллах обещал тем из них, которые уверовали и совершали праведные деяния, прощение и великую награду.
(аль-Фатх, 48/29)